Неизвестный художник. Ежели французы не скакали так, как крысы... 1812. СМЗ
Неизвестный художник
Ежели французы не скакали так, как крысы...
Типо-литография И.Ф. Смирнова, Москва, Большая Дмитровка
Книга «1812-ый годъ въ карикатурах»
1812
Бумага, литография. 45 x 30; 21,5 x 27,5
Смоленский государственный музей-заповедник
Василиса Кожина – участница Отечественной войны 1812 года, была женой старосты хутора Горшково Сычёвского уезда Смоленской губернии. Во время Отечественной войны 1812 года, помогая мужчинам, несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка и однажды убила косой строптивого пленника. Заметка «Старостиха Василиса» появились в журнале «Сын Отечества» в 1812 г.: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!». Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: «Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!». В XIX – начале ХХ века память о Василисе Кожиной сохранялась как трагический курьёз, как горькое напоминание об извращённой природе войны, превращающей женщину в убийцу, а солдат великой армии – в мародёров, погибающих под крестьянской косой.
В советской популярной литературе об Отечественной войне 1812 года был создан миф о Василисе Кожиной – деятельнице партизанского движения, которая, якобы, организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Рассказывалось также, что за подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия. Данные сведения содержатся даже в энциклопедических изданиях.
Василисе Кожиной – суровой конвоирше пленных – была посвящена серия лубков 1812-1813 годов. Широкое распространение получил лубок А.Г. Венецианова 1813 года «Французы – голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит».
Карикатура содержит следующий текст: «Ежели французы на скакали так, как крысы, то не попали бы в мышеловку к Василисы».