Виллевальде Б.П. Постой офицеров в деревне. 1886. СМЗ
Виллевальде Богдан Павлович
Постой офицеров в деревне
1886
Холст, масло. 42,5 x 31
Поступление: в 1923 г., из Петроградского музейного фонда
Смоленский государственный музей-заповедник
Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде родился в г. Павловске в 1818 году. В юности, проявив особенный интерес и способности к изобразительному искусству, начал изучать живопись у художника Юнгштедта. Позже, в 1838 году поступил в Российскую Императорскую Академию художеств в Петербурге. Проходил обучение у А.И. Зауервейда, занимался также в классе К.П. Брюллова. Своим поприщем Виллевальде избрал батальный жанр – чрезвычайно почетный в эпоху царствования Николая I.
За годы учебы ему удалось получить все академические медали. В 1842 году он был отправлен за границу в качестве пенсионера Академии. Однако в 1844 году пребывание за границей прервано – по Высочайшему повелению его вызывали в Россию для окончания работ, заказанных Зауервейду, который неожиданно умер, не исполнив их.
В 1848 году Виллевальде получил звание профессора за написанные им картины «Сражение при Гисгюбеле» и «Сражение при Париже». С тех пор он состоял профессором Императорской Академии художеств, окончательно посвятив себя батальной живописи.
В большинстве из его картин отображены события из кампании 1812 года. Есть также сцены из Венгерской кампании, проводившейся русской армией в 1849 году. Художник стремился увидеть изображаемые им события собственными глазами – он лично выезжал в места боевых действий. В 1854 году побывал на Дунае, в 1855 – в Севастополе. В 1860 году Виллевальде собирал материал для своих картин на Кавказе, в Малой Азии и на Дунае, в русско-турецкую войну.
Большая часть этих картин находилась в галереях и дворцах особ Императорской фамилии.
Правление Николая I было временем особого покровительства Академии императором. Понравившийся Николаю учащийся академии мог рассчитывать, например, на отправку в заграничную поездку для совершенствования мастерства. Царской волей определялось и присвоение званий без выполнения соответствующих программ, как это и случилось с Виллевальде и рядом других художников.
Вплоть до 1894 года Б.П. Виллевальде находился на академической должности руководителя батального класса, сменив на этом посту своего учителя Зауервейда. В отличие от него Виллевальде принадлежал к числу выучеников Академии. Он прошел ее полную программу обучения и к тому же занимался помимо основной своей специальности у К.П. Брюллова, чье влияние заметно сказалось на его творчестве. Виллевальде в полной мере восстановил существовавшие до Зауервейда требования широкой академической подготовки будущих баталистов. Очень характерным и важным было то, что в своем творчестве и педагогической работе Виллевальде активно развивает тяготение к, условно говоря, жанрово-натурной живописи.
В последние два десятилетия жизни Б.П. Виллевальде написал серию картин, посвященных походу русской армии в Западную Европу в 1813–1814 годах. После разгрома наполеоновской армии в Отечественной войне 1812 года русское правительство решило перенести военные операции в Европу, чтобы добиться окончательной победы над Наполеоном. Александр I рассчитывал привлечь к войне с Наполеоном западноевропейских монархов и использовать национально-освободительное движение в Европе, усилившееся после поражения армии Наполеона в России.
После неудачного похода на Россию Наполеон все еще располагал значительными экономическими и военными ресурсами. Во Франции и оккупированных странах еще оставались войска, численность которых могла быть легко увеличена. Опасаясь быстрого восстановления Наполеоном своих вооруженных сил, Россия начала военные действия в Европе уже в конце декабря 1812 года. Успешные действия русской армии вызывали патриотический подъем среди местного населения, боровшегося за независимость своих стран и освобождение от тирании Наполеона.
В феврале 1813 года между Пруссией и Россией был заключен союзный договор, положивший начало антифранцузской коалиции европейских государств, к которой позднее присоединились Австрия, Швеция и Англия.
К осени войска союзников насчитывали 492 тысячи человек, в том числе русских – 173 тысячи. Французская армия насчитывала 440 тысяч человек.
Начались боевые действия, но Австрия, хотя и присоединилась к антифранцузской коалиции, начала сепаратные переговоры с Наполеоном. Это позволило французам подготовиться к удару, и 14-15 (26-27) августа в крупном Дрезденском сражении союзники потерпели поражение, и в беспорядке отступили. Французские войска пытались их преследовать, но 17-18 (29-30) августа русская гвардия, проявив необычайные мужество и самоотверженность, отбросила их. Тем самым основные силы союзников были спасены от полного разгрома. После этого союзные войска перешли в общее наступление и разгромили армию Наполеона.
Итогом этого стало освобождение Германии и начало изгнания наполеоновских войск из Голландии. В 1814 году боевые действия переместились на территорию Франции. После нескольких крупных сражений союзники вышли к Парижу. 13 (25) марта началось наступление на Париж, который после непродолжительного сопротивления капитулировал. Наполеон подписал отречение от престола, а затем был сослан на остров Эльба.
В ходе кампании 1813-1814 годов русская армия являлась основным ядром, вокруг которого группировались прусские, австрийские и другие войска антифранцузской коалиции, и оказала огромную помощь народам Западной Европы в их освобождении от наполеоновского господства.
Именно этим событиям Б.П. Виллевальде посвятил серию небольших полотен, в которой он фактически переступил границу батального жанра. Здесь он с сочувствием, и порой с незатейливым юмором живописал взаимоотношения, складывавшиеся между русскими солдатами и местными жителями. К этой серии и относится «Постой офицеров в деревне».
Кроме «Постоя офицеров в деревне» известна еще одна картина из этой серии – «Сегодня ты, а завтра я!» – с очень похожим колоритом и манерой письма, того же размера, датированная тем же 1886 годом, с такой же характерной подписью в правом нижнем углу.
В Смоленский музей-заповедник картина поступила в сентябре 1920 года из Петроградского музейного фонда. Во время Великой Отечественной войны вывозилась немцами в Польшу, г. Кротошино. Была возвращена в 1945 году и хранится в Смоленском государственном музее-заповеднике. Дважды находилась в реставрации.