6 мая 2009 года в СФ СГСЭУ была проведена презентация выставки «Натюрморт».
Выставка «Натюрморт» - это логическое продолжение выставки «Храмы». Если предыдущая экспозиция была связана со временем Великого поста, то нынешняя – посвящение светлому празднику Пасхи. Все богатство цветов и плодов, линий и красок выплеснулось на стены из мастерских художников Севастополя, Крыма, Украины, Санкт-Петербурга как благодарность Богу и как восхищение Его творческим даром. На выставке традиционно представлены работы Игоря Шипилина, Николая Дудченко, Елены Молчановой, Ярослава Мыськива. Это и живопись в разных техниках (гуашь, масло), и графика (карандаш, офорт, меццо-тинто, пастель, акварель).
Зачин выставки, ее посвящение – «Пасхальный натюрморт» Владимира Болотного – тонкая стилизация «обманок» рубежа XVIII-XIX вв. Как припев в песне, так в экспозиции пасхальная тема повторяется как основная: в «Натюрморте с иконой» Варвары Грищенко, в поднимающейся, как тесто на куличи, работе молодой художницы Елены Вильчуковой с необычным названием «Когда уже становится совсем тепло».
«Натюрморт» (nature morte) в дословном переводе с французского– «мёртвая природа». Но большинству из представленных работ это определение не подходит. Скорее это «тихая жизнь вещей» (stilleven) как принято обозначать этот жанр в Голландии и Англии. И художники, как волшебники, «оживляют» знакомые нам предметы, учат любоваться всем вокруг, в том числе и самым обыденным. Естественно восхищение цветущим букетом или только что распустившейся веткой вишни. Но увидеть красоту стеклянного сосуда, будь то цветная бутылка или колба, прочувствовать поэзию старого переплета или закопченного подсвечника,- это может лишь Художник с большой буквы.
Натюрморт – жанр не простой. В нем всегда присутствует время, ощущение его мимолетности (особенно это видно в работе В. Болотного «Кактус цветет»); часто – тайна, загадка (как в «Луче солнца» М. Гаевого, эмалях А. Ярышкина, офортах Я. Мыськива, пастелях и акварелях И. Шипилина); иногда - Ветер, как в удивительно светлом «Заварнике с чайками» Е. Вильчуковой.
Если на выставке «Храмы» впервые в виртуальном филиале Русского музея показывалась скульптура, то экспозицию «Натюрморт» украсили произведения декоративно-прикладного искусства - выполненные в сложной технике восстановительного обжига эмали Анатолия Ярышкина.
Натюрморт может быть грустным («Осенний букет» Г. Дереджиева и «Травки» В. Проценко), трагичным («Натюрморт с маской» Я. Мыськива), рвущимся от напряжения («Южная ночь» В. Болотного), ликующим («Натюрморт из белых хризантем» В. Грищенко), философским («Состояние неустойчивого равновесия» В. Болотного).
Морская тема часто врывается в «тихую жизнь вещей». Раковины и рыбы – это шедевры Творца и мастерство колористического и композиционного дара авторов представленных работ («Рыба вялится» неизвестного художника и «Рыбы» В. Болотного).
Натюрморт – это еще и творческая лаборатория. Где еще поэкспериментируешь с формами и красками, как ни в этом благодарном жанре? В экспозиции мы можем увидеть как реальные формы сосудов («Стекло» В. Болотного) преображаются в его же декоративное панно «Вид из зимнего окна»; как набросок цветными карандашами («Декоративный букет» И. Шипилина) становится не просто законченной работой, но и ассоциативным посвящением любимому художнику («Диковинный букет. Воспоминание о Врубеле»).
Изюминка выставки – своеобразный «натюрморт из натюрмортов» участников одного из ежегодных пленэров, подарок С.А. Антоненко, куратору и меценату пленэрного проекта. Кажется, все многообразие мира отразилось здесь: свет из окна, порыв ветра, бирюзовое свечение южной ночи, тайна зреющего плода, прелесть простоты плевых цветов.
Эта выставка – не только дар Богу-творцу художников, не обделенных Его даром, но и благодарность тем, кто был до нас и благодаря кому мы можем любоваться цветами и формами. Это дань павшим в Великой Отечественной войне, Дню Победы, 65-й годовщине освобождения Севастополя.
В выставке принимали участие делегация из Санкт-Петербурга, в состав которой входили группа художников во главе с заместителем председателя В.В. Сайкова, пресс-атташе общественной организации Флаг Андреев Град Петров Е.В. Карпов, представители газеты «Вечерний Петербург».
Приятно отметить, что сотрудничество Виртуального филиала с Союзом Художников Украины в выставочной деятельности было высоко оценено дирекцией Русского музея. Благодарственное письмо, подписанное директором Русского музея В.А. Гусевым и заместителем директора по научно-просветительской работе и координации деятельности художественных музеев России Н.М. Кулешовой, вручил председателю Севастопольского отделения СХУ И.Н. Шипилину И.А.Шевчук.
18 апреля 2009 года выставку посетил заместитель председателя Севастопольской государственной администрации В.П.Казарин. Впечатление от реальной экспозиции дополнило посещение мультимедийного кинотеатра, где была проведена виртуальная экскурсия по Русскому музею и показаны фрагменты из образовательных и авторских программ Русского музея.
В.П. Казарин особо отметил, что сегодня на базе СФ СГСЭУ воплощена идея многогранного развития личности, единства научного и творческого начала в воспитании и образовании студентов нового поколения.