Дейнека А.А. Кросс красноармейцев. Эскиз росписи плафона для здания Центрального театра Красной Армии. Москва.1937
Дейнека А.А.
Кросс красноармейцев. Эскиз росписи плафона для здания Центрального театра Красной Армии. Москва
1937
Холст, темпера. 135,2 x 135,2
Курская картинная галерея
Эскизы фресок, мозаик, плафонов и фрагменты мозаик раскрывают одну из сторон экспериментально-творческой деятельности известного советского художника А. Дейнеки. В своей книге «Жизнь, искусство, время», (1974, Ленинград) профессор кафедры монументальной живописи рассуждает о необходимости применения изображений как архитектурного элемента на зданиях общественного назначения. «Фрески, панно, цветовая и фактурная обработка стен — все это дает огромные возможности для работы, — пишет он. — Клубы, библиотеки, спортивные залы нуждаются в изображениях, которые на длительное время зафиксировали бы наши хозяйственные и культурные достижения...». И далее: «Монументальность вытекает из понятия величия, народности, простоты, ясности образной формы, отражающей этапы больших человеческих деяний. Все это ставит перед художниками серьезную задачу опытно-лабораторного изыскания новых материалов для фрески — удобных, гибких и наиболее подходящих к конструктивным возможностям архитектуры».
Были ли на самом деле осуществлены отдельные эскизы, представленные в коллекции ККГ, не всегда известно. Так, никаких фактов, подтверждающих осуществление их при строительстве кинотеатра в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького до сих пор не выявлено. Хотя известно, что в 1932 художник был принят в члены Союза художников СССР, выполнив ряд монументальных панно. Спустя пять лет он выполнил панно для павильона СССР на Международной выставке в Париже и цикл мозаик для метро «Маяковская». В 1950–1960-е он также активно работает в области оформления различных общественных зданий. Другой пример — мозаики Дейнеки, которые сегодня разглядывают пассажиры Московского метрополитена на станции «Новокузнецкая», изначально предполагались для станции «Павелецкий вокзал». Но строительство станции велось не по плану авторов проекта, братьев Весниных. В итоге материал был использован для оформления станции «Новокузнецкая», где изначально их размещение не планировалось.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899, Курск – 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в Харьковском ХУ (1914-1918) у Р.М. Пестрикова, А.М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920-1925 ) на полиграфическом факультете у В.А. Фаворского и Н.И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), «Октябрь» (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925-1928), «Октябрь» (1928-1930), РАПХ (1931-1932).
Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919-1920). Работал в Курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930-1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928-1930; профессор – с 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962-1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968-1969).
Художник, сам бывший отличным спортсменом, отмечал: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».