День рождения картины
День рождения картины
В год 70-летия со дня открытия в городе Нижнетагильского музея изобразительных искусств сотрудники музея решили возобновить одну забытую традицию - отмечать «День рождения» картины и знакомить читателей с произведениями из коллекции. Так уж вышло, что в юбилейный для музея год подобных полотен немало. Многие из них находятся в запасниках и ждут того момента, когда посетители музея смогут их увидеть, но есть и те, которые доступны всегда. Это произведения зала Русского искусства 18 – начала 20 века.
Сразу два произведения известного русского живописца Льва Львовича Каменева (1833 - 1886) отмечают свои юбилеи - 150 и 140 лет – эпический «Южный пейзаж» и наполненный лиризмом «Пруд в парке» 1864 и 1874 года создания! Мимо этих произведений пройти невозможно, хотя не многие сразу понимают, что принадлежат они кисти одного художника, - настолько они различны по характеру исполнения.
Лев Каменев учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а после его окончания вступил в Общество любителей художеств, на выставках которого экспонировал свои произведения. В 1862 году Общество предоставило живописцу возможность побывать за границей с целью совершенствования мастерства и знакомства с произведениями западных художников. Интересен тот факт, что это путешествие он совершал совместно с Иваном Ивановичем Шишкиным, направленным Академией художеств в Германию, а затем в Швейцарию. По этюдам, сделанным во время поездки, Каменев и написал «Южный пейзаж». Величественная горная местность, высокие деревья, серо-голубые скалы, облака, плывущие по высокому небу, окутывая вершины гор. Убедительно передан летний знойный полдень и ни с чем не сравнимое чувство торжественности. Уравновешенность и спокойствие композиции придают пейзажу эпическую неподвижность.
Л.Каменев удачно использовал академическую традицию деления картины на три плана. Первый план написан очень предметно, почти весь затемнен и будто создает окно, из которого зритель увидел пейзаж. Второй план – это громады безмолвных гор, покрытых травой, и третий план – грандиозное небо и скалы с заснеженными вершинами, которые вырисовываются по мере исчезновения тумана, тающего под лучами солнца, - этот эффект достигается через передачу свето-воздушной среды. В пейзаж включена и бытовая сценка – вдали по извилистой горной тропинке поднимаются крестьяне, и на фоне величественной южной природы фигурки людей кажутся незначительными. Двухлетняя поездка, несомненно, оказала большое влияние на Л.Каменева, и все же он очень тосковал по родине: "Я во сне вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и безбрежной далью". Наверное, поэтому картины, на которых живописцем изображена природа Швейцарии и Германии, красивы, эффектны, но не призваны затронуть тонкие струны души. Создавая такого рода пейзажи и знакомясь в ходе заграничной поездки с достижениями западноевропейской пейзажной живописи современного периода, в Каменеве все больше усиливается любовь к России. Он уже определил для себя, что своеобразие и красоту родной природы можно передать только вдумчиво и глубоко ее изучая.
В семидесятые годы талант Льва Каменева достигает расцвета, а картины, отличающиеся глубоким лиризмом и одухотворенностью, высоко оцениваются современниками. Художник по-прежнему много путешествует, но теперь уже по родной стране. Особенно его внимание в это время приковывают старинные усадьбы Подмосковья с их неторопливой, размеренной жизнью, заброшенными садами, навевающими раздумья о вечности природы и скоротечности человеческого бытия. Мастер пишет пейзажи, в которых видны новые черты в трактовке природы, приобретающей лирический характер, и в колорите, который становится все более звучным, глубоким, весомым.
Именно к этим картинам относится второе произведение Л.Л.Каменева из собрания музея - «Пруд в парке». Золотистый солнечный свет, прорвавшийся сквозь густую листву деревьев и упавший на спокойное зеркало пруда, искрится не только в воде, но и на берегу, где зелень листвы деревьев и трав будто сверкает. На первом плане зритель, удивляясь необычайной точности мастера, может разглядеть буквально каждую травинку, каждый маленький цветок! На расстоянии все сливается в блистательный аккорд красок! В картине тончайшим образом соединены значительность, серьезность с лиризмом и той особенной, неприкрашенной правдивостью, которая отличает произведения подлинного художника, глубоко любящего изображаемую им природу. В творчестве Л.Л.Каменева большее количество таких картин, как «Пруд в парке». Этого художника по праву называли пейзажистом интимно-лирического дарования.
Эти прекрасные произведения разделяет ровно 10 лет, и за это время художник прошел долгий путь творческих поисков, в которых произошла смена его ценностных ориентиров, установилась его неповторимая авторская манера.
Две картины Льва Львовича Каменева в зале русского искусства расположены поодаль друг от друга, так как раскрывают разные этапы развития изобразительного искусства в России. «Южный пейзаж» рассказывает об искусстве художников-академистов, а «Пруд в парке» находится уже в разделе художников-передвижников, обратившихся в своем творчестве к изображению повседневной жизни и природы, близкой и понятной русской душе. На примере Л.Л.Каменева видно, как творческие поиски художника стали основой для создания глубоко лирических образов родной природы. Хочется искренне надеяться, что, находясь в пространстве музея, каждый сможет понять, какое из этих произведений-«юбиляров» ближе именно его душе.
Научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств Дарья Гудкова