Гончарова Н.С. Борцы. 1909
Гончарова Н.С.
Борцы. 1908-1909
Холст, масло. 100 x 122
Государственный Русский музей
Для полотен Н. Гончаровой 1908-1909-х характерна работа большими, плотными цветовыми пятнами, что заставляет вспомнить о непосредственной причастности Гончаровой к организации первой выставки «Бубновый валет», ее близости к отечественному примитивизму и французскому фовизму. Но любые заимствования, связанные с разработкой важного для художницы пластического мотива, оказываются сплавленными с ее собственным живописным и экспрессивным темпераментом, не лишенным некой интриги. Она принадлежала к поколению мастеров, формирующих эстетику нового века. Крепкие фигуры борцов занимают весь холст, они с трудом вмещаются в пространство картины, создавая впечатление мощной избыточной силы. Полотно с одноименным названием, созданное художницей в это же время, хранится в Музее современного искусства (Центре им. Ж. Помпиду), в Париже (Дар МК СССР).
Гончарова Наталия Сергеевна (1881, село Нагаево Тульской губернии – 1962, Париж)
Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.
Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1909) на скульптурном отделении у П.П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К.А. Коровина, пользовалась советами М.Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901-1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В.В. Хлебникова и А.Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А.Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С.П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914).
В 1914 по приглашению С.П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н.А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С.П. Дягилева» (1914-1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И.Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н.В. Кодрянской (1950).