Самохвалов А.Н. Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде советов. 1940
Самохвалов А.Н.
Появление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде советов
1940
Холст, масло. 385 x 355
Государственный Русский музей
Картина «В.И.Ленин и И.В. Сталин на II-м съезде РСДРП» была написана А.Н.Самохваловым в 1940 году. Для нее в 1938 году было сделано более 30 этюдов. Позже фигура И.В.Сталина была переписана автором на фигуру рабочего, после чего картина получила название «Появление В.И.Ленина на II Всероссийском съезде советов».
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Композиция строилась так: зритель находится как бы в президиуме. Горизонт несколько выше голов. Зал виден почти по оси. Ленин, бурный, порывистый, стремительным шагом идет по красной дорожке, проложенной от входной двери к президиуму. Набегом развивающаяся перспектива дорожки внизу и столь же стремительный перспективный набег люстр, положение В.И. Ленина в композиции - посредине, под люстрами, давали мне возможность развивать в фигуре В.И. Ленина наибольшую порывистую напряженность…
Образ В.И. Ленина в картине центральный и первопланный не только по творческой идее, но и формально, по композиции. Я сосредоточиваю на нем все внимание зрителя. Именно он, прежде всего, мобилизует все силы восприятия.
Передний план картины занимает около пятидесяти фигур… В этих фигурах я стремился обрисовать с возможной точностью те активно действующие силы рабоче-крестьянских масс, которые под руководством В.И. Ленина творили революцию.
Впереди рабочий, уже немолодой, видимо, умудренный опытом долгой профессиональной, революционной борьбы. Обмотанный пулеметными лентами, он пришел сюда, может быть, после штурма Зимнего. Рядом моряк, быть может, авроровец, развернул свою могучую обветренную грудь. Напрямик к В.И. Ленину шагнул пятидесятилетний солдат, которого оторвали от земли и бросили в пекло ненужной ему кровавой бойни. Это тот самый солдат, который не хочет воевать за своих угнетателей, но не выпускает из своих рук винтовку, не забывая , что она нужна ему в борьбе за его правду, и за этой правдой он пришел к В.И. Ленину.
В левой части - молодой раненый боец, и дальше - молодой рабочий, обнявший "мамашу" из далекой деревни. В глубине старый энтузиаст революции, напоминающий Тимирязева, и поднявшаяся на стул женщина с винтовкой. Фигуры рисуются во весь рост. Естественный интервал между первым рядом кресел и президиумом (предполагающимся впереди, за рамой) без всякой натяжки позволял мне так решить композицию. Здесь все обращено лицом к зрителю - и В.И. Ленин, и народ. Нет вынужденных спин. Повторяющий движение вперед ряд колонн обрывается далеко от переднего плана, что позволяет представить себе огромные размеры зала, наполненного народом, взволнованным встречей с вождем, возглавившим рабоче-крестьянскую революцию.
Непередаваемо то чувство, которое испытываешь, когда картину уносят из мастерской. Успокаиваешь себя только тем, что ещё можно вновь вернуться к этим людям, которых полюбил, как живых, некоторых, может быть обидел, с некоторыми не договорил до конца».