Самохвалов А.Н. Аппассионата (Строители коммунизма). 1967
Самохвалов А.Н.
Аппассионата (Строители коммунизма)
1967
Холст, масло. 240 x 300
Государственный Русский музей
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «В рабочем клубе или Красном уголке возле мраморного бюста В.И. Ленина раскрыт рояль. Уже предвечерний час. Приглашенный пианист в память о Ленине исполняет любимейшее его произведение - "Аппасионату" Бетховена. Собрались все. Тут и руководители предприятия, и лица высших научных квалификаций - учёные, среди них человек, напоминающий Курчатова. И, может быть, приглашенные сюда летчики-космонавты.
В основе народной массы представители высококвалифицированных советских индустриальных рабочих. Руки рабочего с засученными рукавами в несколько беспокойном жесте выражают его внутренний переход от труда к восприятию музыки. И справа, и слева от него объединились группы рабочих. Среди них пожилая работница, строгая сосредоточенность которой свидетельствует о восприятии ею музыки. Ниже, в первом ряду сидящих, представительница советских индустриальных работниц - мать. Её взволнованный сын потрясен музыкой, творящейся здесь, прямо перед ним. Они сидят почти у самой клавиатуры раскрытого рояля. И за роялем пианист, чем-то, может напоминающий самого Бетховена, мощным ударом вызывает из музыкального инструмента потрясающие звуки сонаты "Аппассионаты", те самые, о которых В.И. Ленин сказал М. Горькому: "Ничего не знаю лучше "Appassionata", готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!" Звуки, которые выражают порыв человека к великому действию.
Слева от матери группа женщин и девушек - техническая интеллигенция, без которой не обходится сейчас ни одно индустриальное предприятие. А за их спинами - инженерная молодежь и один физкультурник-динамовец. Правее, ближе к мраморному бюсту вождя, фигуры инженера, девушки-конструктора, летчика-космонавта и двух девушек у рояля как бы замыкают группу сидящих в первом ряду старших товарищей, среди которых один седой инженер и один Герой Социалистического Труда…Лучи закатного солнца вспыхивают на складках их одежд, на их взволнованных лицах.
Жесты были в этой картине одним из важнейших участков композиционной работы. Разговор рук, нарастание их выразительности от жестов восприятия, углубления, жестов, характеризующих участников композиции, из взаимосвязи, до активного взмаха для мощного аккорда у пианиста - всё это было предметом волнующей меня как автора разработки композиционного строя произведения и увлекало меня как художника. А за окнами, в лучах предвечернего солнца - мощный портальный кран и очертания громадной современной стройки».