Cеминар "Организация маркетинга и работа с посетителями в музее" в ГХМАК
24-26 июня 2009 г. в Государственном художественном музее Алтайского края состоялся международный семинар "Организация маркетинга и работа с посетителями в музее", организованный совместно с Государственным Русским музеем и Фондом содействия развитию искусства и культуры Восточной и Центральной Европы (США).
Семинар проводили представители Фонда Ричард Воркман (исполнительный директор Музея Американского искусства Хрустальных мостов), Линдел Кинг (директор и ведущий куратор Художественного музея Фредерика Р. Вайсмана в Университете Миннесоты), имеющие многолетний опыт работы в области образовательных программ.
Подобные семинары были успешно проведены на базе художественных музеев Екатеринбурга, Мурманска, Тюмени, Хабаровска, Якутска, Костромы и др. городов. Отзывы,
представленные музеями, показывали высокую заинтересованность участников в рассматриваемых темах, а также подтверждали высокий профессионализм экспертов Фонда.
Цели семинара:
Познакомить учреждения культуры с соответствующим международным опытом, обсудить формы и способы его использования, а также возможности адаптации в музеях России.
Сконцентрировать внимание участников семинара на взаимодействии с аудиторией: изучение аудитории, привлечение и обслуживание новых посетителей, создание комфортных условий для пребывания в музее.
Ознакомить представителей учреждений культуры с технологиями финансового управления, маркетинга и привлечения внебюджетных средств, связанных с особенностями существования в условиях рыночной экономики.
Темы семинара:
Определение миссии учреждения культуры - ее актуальность и особенности разработки.
Услуги для посетителей - изучение и рассмотрение определенных условий для создания в музее комфортной среды, нацеленной на привлечение посетителей и радушное к ним отношение.
Изучение аудитории - необходимость этого процесса, особенности его воплощения и работы с полученными результатами развитие и маркетинг - создание сообщества консультантов; создание брэнда, особенности презентации Вашего учреждения "на рынке" культуры, разработка программ, инциированных посетителями.
Привлечение внебюджетных средств - поиск спонсоров, создание союзных групп.
Работу семинара предварило знакомство иностранных гостей и представителя Русского музея с достопримечательностями и историей Барнаула, Краеведческим музеем, экспозициями и работой Художественного музея.
Семинар привлек внимание не только специалистов-музейщиков, но и преподавателей гуманитарных дисциплин из ВУЗов г. Барнаула.
В семинаре приняли участие 49 представителей художественных музеев Сибирского региона (из г. Зеленогорска Красноярского края, г. Новокузнецка Кемеровской области, гг. Новосибирска, Томска), Алтайского края (из гг. Заринска, Бийска, Рубцовска, Змеиногорска, Алейска, сел Сростки, Родино, Павловска), а также из учреждений культуры и оборазования г. Барнаула (Музей "Город", Выставочный зал СХ, павильон "Открытое небо", музей АлтГПА, АлтГАКИ, АлтГТУ).
В процессе семинара-тренинга участникам предоставилась возможность познакомиться с проектом создания Государственным Русским музеем информационно-образовательных центров, прослушать интересные презентации зарубежного опыта по организации музея (включая такие аспекты, как разработка проекта музея, определение его миссии, строительство здания, создание комфортной среды для посетителя, работа с персоналом музея, значение бренда и создание логотипа музея, поиск средств, работа со спонсорами). Но главным был момент самостоятельной практической деятельности, в результате которой родилось 6 интересных проектов. Организаторы отметили огромный творческий потенциал участников, с другой стороны, слушатели семинара высоко оценили качество полученных знаний, уровень мероприятия.