КУКРЫНИКСЫ. Последний писк парижской моды. Рисунок для журнала «Крокодил». 1944
КУКРЫНИКСЫ
Последний писк парижской моды
Рисунок для журнала «Крокодил»
1944
Бумага, тушь, акварель. 88 х 64,5
Поступление в 1984 из ВХПО им. Е.В. Вучетича
КП-2051. Г-763
Магнитогорская картинная галерея
Работа выполнена художниками в 1944 году, когда уже близилась победа, близился разгром фашистской Германии. Карикатура о неотвратимости краха нацистской идеологии, её ничтожности решена в острой сатирической форме с активным использованием в качестве фона ненавистного чёрного цвета. Образ перепуганного фашиста в женской одежде с чемоданами награбленных вещей как нельзя точнее передаёт это настроение.
КУКРЫНИКСЫ
Псевдоним творческого коллектива художников.
Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991, Москва)
Крылов Порфирий Никитич (1902-1990, Москва)
Соколов Николай Александрович (1892-1974, Москва)
Народные художники СССР, Герои Социалистического Труда, лауреаты Ленинской и шести Государственных премий, члены Академии художеств СССР. Все трое учились в московском ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (1921-1929). В 1925 году сатирическими рисунками для журнала «Комсомолец» началась их совместная творческая жизнь. Под общим псевдонимом (составленным по начальным слогам фамилий) выступали в основном как графики, карикатуристы, плакатисты и иллюстраторы книги. С 1933 были постоянными карикатуристами газеты "Правда", что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии. Работали также в газетах «Комсомольская правда», «Литературная газета», в журналах «Прожектор», «Смена», «Крокодил» и др. Порознь занимались живописью и показывали на выставках главным образом небольшие лирические этюды, преимущественно пейзажные. В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них - самый первый после нападения Германии плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941 - с карикатурой на Гитлера) и сатирических «Окон ТАСС». В станковой живописи Кукрыниксы сообща стремились применить к большому холсту свой опыт политической и преимущественно сатирической графики. Уже в 1933 они показали серию «Лицо врага» - цикл живописных карикатур на белогвардейских генералов. Отечественная война дала темы для новых больших картин Кукрыниксов: "Зоя Космодемьянская" (1942-1947), «Бегство фашистов из Новгорода» (1944-1946, ГРМ), «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», (1947-1948, ГРМ). Здесь делались попытки совместить достоверное изображение событий с карикатурными, гротескно трактованными образами. Уникален сам по себе рабочий метод Кукрыниксов: художники добивались единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в совместном творческом процессе. Произведения художников имеются в ГТГ, ГРМ и других музеях страны. Участники художественных выставок в СССР и за рубежом. Многократно награждались золотыми и серебряными медалями. Творчество Кукрыниксов завоевало мировое признание.