Кукрыниксы. Гиммлеровский фольксштурм. Карикатура. 1944
Кукрыниксы
Гиммлеровский фольксштурм. Карикатура
1944
Бумага, тушь, перо. 32 х 30,5Слева внизу подпись тушью: Кукрыниксы - 44. Вверху слева карандашом: Гиммлеровский "Фольксштурм". На обороте карандашом: Срочно в № / "Правда" 2 кол. / С Белоконь 20/Х – 44 г.
Поступил в 1947 от Государственной закупочной комиссии
Инв. № Г-1143, КП-403
Калужский музей изобразительных искусств
Листовка для войск противника. Рисунок, напечатанный в газете, сопровождался стихотворной подписью С. Маршака:
У Гитлера слабеют нервы:
Он увидал свои резервы!
"Каждый дом в городе, каждую деревню, каждый двор, каждый куст будут защищать мужчины, мальчики, старики...". (Из выступления рейхсфюрера СС Гиммлера).
КУКРЫНИКСЫ.
Псевдоним творческого коллектива художников.
Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991, Москва)
Крылов Порфирий Никитич (1902-1990, Москва)
Соколов Николай Александрович (1892-1974, Москва)
Народные художники СССР, Герои Социалистического Труда, лауреаты Ленинской и шести Государственных премий, члены Академии художеств СССР. Все трое учились в московском ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (1921-1929). В 1925 году сатирическими рисунками для журнала «Комсомолец» началась их совместная творческая жизнь. Под общим псевдонимом (составленным по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы, плакатисты и иллюстраторы книги. С 1933 были постоянными карикатуристами газеты "Правда", что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии. Работали также в газетах «Комсомольская правда», «Литературная газета», в журналах «Прожектор», «Смена», «Крокодил» и др. Порознь занимались живописью и показывали на выставках главным образом небольшие лирические этюды, преимущественно пейзажные. В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них - самый первый после нападения Германии плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941 - с карикатурой на Гитлера) и сатирических «Окон ТАСС». В станковой живописи Кукрыниксы сообща стремились применить к большому холсту свой опыт политической и преимущественно сатирической графики. Уже в 1933 г. они показали серию «Лицо врага» - цикл живописных карикатур на белогвардейских генералов. Отечественная война дала темы для новых больших картин Кукрыниксов: "Зоя Космодемьянская" (1942-1947), «Бегство фашистов из Новгорода» (1944-1946), «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», (1947-1948). Здесь делались попытки совместить достоверное изображение событий с карикатурными, гротескно трактованными образами. Уникален сам по себе рабочий метод Кукрыниксов: художники добивались единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в совместном творческом процессе. Произведения художников имеются в ГТГ, ГРМ и других музеях страны. Участники художественных выставок в СССР и за рубежом. Многократно награждались золотыми и серебряными медалями. Творчество Кукрыниксов завоевало мировое признание.