Боровиковский Владимир Лукич
Велико художественное наследие Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825): это и огромные, в полный рост, торжественные парадные портреты, и миниатюрные – в излюбленной манере того времени, поражающие филигранной техникой и мастерством исполнения. Но поистине лучшими можно считать небольшие по формату детские портреты. Они проникнуты нежной мечтательностью и лиризмом и знаменуют собой новый этап развития искусства в конце XVIII века, связанный с эстетикой сентиментализма, который на первое место ставил естественное чувство (отсюда и его название: восходящее к латинскому глаголу sentire – «чувствовать»). Доброта, нежность, мечтательная грусть – вот что в первую очередь видит в облике своих моделей В.Л. Боровиковский.
В русском искусстве в это время усиливаются признаки формирования новых представлений о человеческой личности. В области портрета это сказалось прежде всего в поисках более тонких средств передачи не столько основных черт характера, сколько его внутренних переживаний. Художник подчеркивает прежде всего нежную чувствительность модели, умеет как бы ввести зрителя в мир грез – и делает это не декларативно-обобщенно, но сугубо индивидуально в каждом случае. Лирическое очарование и подчеркнуто В.Л. Боровиковским наиболее отчетливо в детских портретах.
Право на вечную память потомков принесла кисть В.Л. Боровиковского Е.Н. Арсеньевой, Е.А. Нарышкиной, Е.П. Балашовой и другим.
В начале 1790-х годов Владимир Лукич написал ряд пасторальных портретов-картин. Его кисти принадлежит Портрет Елены Нарышкиной в детстве. Как правило, автор выбирал декоративную форму овала. Мечтательно-лукавое юное создание представлено на фоне расцветающих розовых кустов. Образный строй произведения отмечен той «нежной чувствительностью», которая исходила из всей эмоциональной настроенности русского общества.
В лучших своих творениях В.Л. Боровиковский достигает высокой степени выразительности. Таков Портрет Е.Н. Арсеньевой, которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц, фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Юная смолянка изображена в костюме «пейзанки»: на ней просторное платье, соломенная шляпка с колосьями, в руках наливное яблочко. Круглолицая Катенька не отличается классической правильностью черт. Однако вздернутый носик, искрящиеся лукавством глаза и легкая усмешка тонких губ придают образу задорность и кокетство. В.Л. Боровиковский прекрасно уловил непосредственность модели, ее живое обаяние и жизнерадостность.
При всей несхожести героинь портретов в художественной трактовке их образов можно найти общее. В.Л. Боровиковский показывает детей в их обыденном «опрощенном» облике, мечтающими среди природы, отдыхающими - но не в парадной обстановке, а в обычной, каждодневной, свойственной больше не знатному положению портретируемых, а их обычным человеческим проявлениям и склонностям.