Рокотов Федор Степанович
Задумчивая мечтательность, схваченные в постоянной изменчивости едва уловимые движения души – таков поэтический мир полотен Федора Степановича Рокотова (1736-1808). Поэтичность живописных образов на рокотовских портретах, умение Рокотова как бы осветить изнутри лицо и особенно взгляд изображаемого человека, его ни с кем не сравнимая тонкость в выборе каждого мазка кисти, - все эти и многие другие особенности индивидуальной живописной манеры художника не раз вызывали восторженные эпитеты у поклонников его таланта.
В 1761 г. Ф.С. Рокотов пишет Портрет семилетнего Павла Петровича, в последующем императора Павла I. Изображение на портрете вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим.
В сложной гамме чувств этого ребенка Ф.С. Рокотов словно что-то недоговаривает. И в результате портрет семилетнего Павла, отнюдь не лишенный черт официальности и парадности (красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия), превращается в тонкую психологическую характеристику, делающую честь проницательности и интуиции художника.
В 1780-е г. было создано Ф.С. Рокотовым одно очень интересное произведение – это Обнаженная девочка. Работа не имеет аналогий в творчестве Ф.С. Рокотова. Безусловно, в ней сказалось влияние французского рококо, которому художник отдал дань еще в 1760-е г. Изображение обнаженной девочки, сидящей на холме на фоне холодного пейзажа, заставляет вспомнить работы Фальконе – Психею и особенно Грозящего Амура. С последним рокотовскую Девочку роднит и поза и жест руки. Жест руки девочки не игрив, а серьезен. Она задумалась, и палец ее руки невольно касается подбородка.
Около 1793 г. Федор Степанович создает произведение Портрет П.А. Воронцовой. Перед нами молодая графиня Воронцова в воздушном легком платьице. Глаза ее игривы, радостны, волосы рассыпаны по обнаженным плечам, губы еле удерживают улыбку – вот-вот Воронцова звонко рассмеется.
В детских портретах Ф.С. Рокотов очень точно передает отроческое мироощущение, поэзию юности. Его детские образы 1760-х г. гораздо условнее. И кокетлива не по годам Юсупова (Портрет Е.Б. Юсуповой, 1760-е г.) и семилетний, но серьезный и торжественный Павел – дети, играющие во взрослых. Чисто детского в них мало. Но есть нечто и сближающее все отроческие образы Ф.С. Рокотова, написаны ли они в ранние годы или уже на закате его жизни. Это – известная поэтизация портретируемого, черта, характерная и для творчества Ф.С. Рокотова в целом. Художник отметает все частное, ненужное для характеристики. Обобщая, он приподнимает человека, делает его лучше, чище.