Левицкий Дмитрий Григорьевич
Имя Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) занимает в русской живописи особое положение как по значимости творческой индивидуальности мастера, так и по тому, что его творчество связано с рядом ведущих проблем изобразительного искусства XVIII века.
В отличие от многих русских портретистов XVIII века Д.Г. Левицкий начинает понимать портрет в более широком и глубоком смысле, чем простое изображение конкретного человека. В основе этого представления лежало новое, утверждающееся в те годы понимание человека как члена общества, как личности, обладающей не только своеобразными физическими особенностями, но и определенным строем чувств и мыслей. Д.Г. Левицкий трактует портрет как изображение человека в том виде и состоянии, в каком он может находиться в действительности (в отличие от исторической живописи XVIII века, где действующих лиц окружала вымышленная обстановка). У него рождается интерес не только к чертам лица, физическому складу портретируемого, но и к личности человека, к его внутренней жизни, что ведет к созданию образного решения.
Д.Г. Левицким выдвигается проблема портрета-картины, которая изображала определенное лицо в естественной для него среде и обстановке, в известном физическом или эмоциональном состоянии, которое в XVIII веке входило в понятие «действия».
Этот углубленный интерес уже не к эмоциональному состоянию человека, а к его внутренней жизни, к характеру как таковому определяет весь последний период творчества Д.Г. Левицкого. Им отмечены детские портреты этого периода, всегда привлекавшие мастера и особенно удававшиеся ему, поскольку у ребенка все чувства проявляются очень ярко, и это значительно облегчает задачу художника.
Серия из семи портретов воспитанниц Смольного пансиона благородных девиц, будущих фрейлин двора императрицы, написанная Левицким по заказу Екатерины II, иллюстрирует этику просветительства. Смольный институт был открыт в Петербурге в 1764 году как привилегированное учебное заведение. Дочерей дворян готовили там для светской жизни и службы фрейлинами при дворе. В девочках воспитывали таланты, «принятые в обществе»: учили петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, говорить по-французски и по-немецки.
«Смолянки» предстают перед зрителем по-разному: на первом по времени создания Портрете Е.Н. Нелидовой изображена пятнадцатилетняя воспитанница института в сценическом костюме. Она представляет лукавую служанку Сербину в комической опере. Кисть Д.Г. Левицкого передает и нарочитое лукавство персонажа, и явное удовольствие, которое получает исполнительница от самой игры, и грациозную кокетливость девушки.
В том же 1773 г. написан парный Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. Девушки разыгрывают эпизод из итальянской комической оперы. Несмотря на условность изображения – Хованская и Хрущева в сценических костюмах, Д.Г. Левицкий смог передать неповторимые личные черты исполнительниц: скрытую робость, застенчивость одной и бойкость другой, их старательную заботливость о выразительности игры и предвкушение заслуженного одобрения зрителей.
Одна черта, общая почти для всех портретов «смолянок» – изображенные на них персонажи запечатлены в момент совершения ими какого-либо действия. Галерея «смолянок» представляет зрителям девушек, демонстрирующих свои художественные дарования: среди них мы видим арфистку (Портрет Г.И. Алымовой, 1776 г.) и клавесинистку (Портрет Е.И. Молчановой, 1776 г.). В тот же год написан Портрет Н.С. Борщовой, - она танцует. А годом раньше выполнен портрет танцующей А.П. Левшиной. В Портрете Ф.С. Ржевской и Н.М. Демидовой (1773 г.) – обе они, совсем юные девушки, декламируют на торжественном экзамене в институте. Нелегкая задача – уловить и запечатлеть на полотне как бы сам дух радостной юности и неповторимые индивидуальные черты каждой из «смолянок» – блистательно удалась Д.Г. Левицкому в каждом из полотен цикла.
К концу 1780-х г. и позднее, продолжая работать в области камерного портрета, Дмитрий Григорьевич создал группу произведений, стоящую несколько обособленно от других. Речь идет о портретах детей семьи Воронцовых. В течение ряда лет художник исполнил портреты четырех дочерей Артемия Ивановича Воронцова (позднее - крестный отец А.С. Пушкина): Прасковьи, Екатерины, Анны и Марии. Портреты девочек во многом сходны между собою, их сближает общность задачи, стоявшей перед живописцем, а также однородность мотивов и художественных средств, использованных в работе над ними. Д.Г. Левицкого увлекла возможность воссоздать образы детей с их неомраченным обстоятельствами жизни мироощущением, непосредственностью и душевной чистотой. Главное внимание художник сосредоточил на лицах, в выражении которых переданы разные оттенки детской психики, в зависимости от характера и возраста. Необыкновенно живо написаны глаза девочек, глядящие то с наивной серьезностью, как у Прасковьи, то со сдержанным любопытством, как у Анны, или кокетливым вызовом, как у Марии. Интересно, что художник придает в своих характеристиках немалое значение костюму и его трактовке. Если на Прасковье надето светлое детское платьице, которое Левицкий пишет очень широко, то наряды Марии, Анны и Екатерины он тщательно выписывает, подчеркивая их сходство с костюмами взрослых дам и те едва уловимые проблески кокетства, которые проявляются в манере девочек их носить.
Портреты девочек Воронцовых принадлежат к лучшему, что было сделано Д.Г. Левицким в последний период творческой жизни.