Вишняков Иван Яковлевич
Процесс европеизации русской культуры, начавшийся при Петре I, проходил не так быстро и не так просто, как может показаться. Почти семивековое господство иконы оставило глубокий след в художественной памяти России. Портрет Сарры Элеоноры Фермор - свидетельство несомненной талантливости и высочайшего уровня мастерства его автора – Ивана Яковлевича Вишнякова (1699-1761). Безусловно, этот портрет близок к европейским образцам, но также к иконописи, с ее плоскостным решением пространства и экономным отношением к цвету. Перед нами семи-десятилетний мальчик в мундире сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. Его поза скованна, на совсем детском лице застыло выражение строгой важности, достоинства и даже отчуждения. В портрете соединены резко контрастные черты еще живой русской средневековой традиции и блеск парадного западноевропейского искусства. По силе и теплоте любовного отношения к ребенку изображения мальчика Фермора и его сестры (Портрет Сарры-Элеоноры Фермор) наиболее очаровательные детские портреты первой половины XVIII столетия.