Тропинин Василий Андреевич
Имя Василия Андреевича Тропинина (1778-1857) известно всем, кто знаком с историей русской культуры первой половины XIX века. В творчестве В.А. Тропинина детский портрет занимает наибольшее место. Это объясняется стойкостью сентименталистских идеалов в мировоззрении художника. Сентиментализм впервые обращается к детскому возрасту, раскрывает особое значение периода, когда закладываются нравственные основы личности, пребывающей в естественной гармонии с природой, которая затем оказывается нарушенной по вине самого человека.
Вместе с тем написанные В.А. Тропининым детские портреты неоднородны. Здесь можно условно определить два основных направления, вообще характерных для портретов художника, - портрет-тип с более или менее развернутой жанровой завязкой и собственно портрет.
К первому направлению принадлежат изображения, особенность которых состоит в том, что В.А. Тропинин пишет детей с животными, с игрушками (Девочка с куклой, 1841 г.), с книгами и т.д. Таким образом, внимание концентрируется не на изображении характера ребенка, а на чисто внешней ситуации. Отсюда и сам портрет конкретного лица становится обобщенным, в достаточной степени условным, приближается к типическому образу.
Иное направление открывается портретами, представляющими собой строгие погрудные изображения в трехчетвертном повороте на нейтральном фоне. В них художник стремился передать разные характеры, реже – эмоциональные состояния моделей. Наивысшим достижением художника в передаче многопланового и хрупкого внутреннего мира ребенка стал Портрет сына Арсения.
Образ сына художника целен и ясен, но не однозначен. Он всецело воссоздан живописными средствами, его духовная эманация выражается в переливах золотисто-охристых тонов, в сплетении света и тени, в свободной и обобщенной живописи, которая рождает ощущение длящейся гармонии. В.А. Тропинин не полностью скрывает под красочным слоем и лессировками розоватую тональность грунта и подмалевка, включает их в некоторые живописные участки портрета. Особенно это относится к правой, освещенной стороне головы мальчика.
В сдержанной, почти тональной живописи портрета тем не менее раскрылся колористический дар В.А. Тропинина. Достаточно посмотреть, как написан распахнутый ворот рубашки с розовато-сиреневыми и серо-зелеными тенями, как проникает свет сквозь нежную мочку детского уха, делая его почти прозрачным, как золотятся волосы на голове ребенка.
Портрет сын свидетельствует о возросшем мастерстве В.А. Тропинина.