Перов Василий Григорьевич
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) – не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, стало вехой в истории искусства. В.Г. Перов решил главную задачу, которую выдвинуло время: утвердить критический реализм, соединить социальное и эстетическое в художественных образах.
Одной из главенствующих тем второй половины XIX века в творчестве В.Г. Перова стало несчастное, нищее детство. Ребенок – самое беззащитное перед окружающим злом существо, и сюжетам, где дети показаны как жертвы этого зла, особенно свойственно затрагивать за живое, вызывать боль, скорбь и жалость. В работах В.Г. Перова, на которых изображены бедные и одинокие дети, представлен образ не конкретного ребенка, но голодного и бездомного детства, существующего и в его реальной прозе.
У В.Г. Перова «детская душа» - то стонущая от боли и горя (Дети-сироты), то притихшая, живущая в светлом мире природы, мечты и снов (Девочка с кувшином). Обделенные судьбой, брошенные в жестокий «взрослый» мир, они стараются выжить, приспособиться, становясь не по годам серьезными.
В картине Дети-сироты важным моментом мелодраматического повествования является пейзаж. В.Г. Перов открывает драматические стороны зимнего состояния, его способность обнажать, заострять, делать невыносимой человеческую драму. Василию Григорьевичу ближе всего зима Достоевского и Некрасова, у которых природная «жестокость» выявляет жестокость социальную.