Кустодиев Борис Михайлович
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) работая над портретами, следовал лучшим традициям русского реалистического искусства, передающего сложный духовный мир человека. Кустодиев много работал в жанре портрета маслом и акварелью, изображал родных, близких, знакомых ему людей как в интерьере, так и на воздухе. Говоря о живописи Б.М. Кустодиева, следует подчеркнуть роль пейзажа в колористической разработке картины.
Картина Утро демонстрирует увлекавшие молодого художника импрессионистические искания, в ее живописном строе важнейшую роль играет передача световоздушной среды, как бы растворяющей очертания фигур и предметов в переливах изысканных цветовых рефлексов. Содержательный образ полотна формируется на стыке бытовой и портретной живописи, но несмотря на то что в холсте представлены конкретные, близкие художнику люди (его жена и сын), в произведении больше общего, собирательно-типического. Об этом говорит и авторское название.
Одним из пленэрных портретов жены с дочерью стала картина Сирень, которая, как и Утро, лишь условно может быть отнесена к портретному жанру, так как пейзажная часть занимает больше места, чем изображение счастливой матери с девочкой на руках. Лиловые гроздья сирени на фоне сочной темной зелени и теплой от солнечного света стены «Терема» (дома-мастерской Кустодиева), синева безоблачного неба передают состояние покоя и счастья.