Серов В.А. Мальчик с курицей. 1898-1899
Серов В.А.
Мальчик с курицей
1898-1899
Бумага, офорт 25,9 х 21,0; 13,6 х 9,9
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Работа поступила в музей из Дублетного фонда ГРМ в 1969 году.
В истории русского изобразительного искусства XIX - начала XX веков известно немалое число живописцев, чье художественное дарование наиболее ярко проявилось в жанре портрета. Среди них, несомненно, выделяется имя Валентина Александровича Серова (1865-1911), со дня рождения которого в текущем году минуло уже 145 лет.
Этот автор, виртуозно и артистично владея кистью, создавал на холсте выразительные и отличающиеся острой правдивостью образы своих современников. Его моделями являлись представители как аристократических родов и интеллигентской среды, так и близкие его сердцу родные, друзья. Кроме этого, главными героями зачастую становились и самые простые люди, к примеру, крестьянские дети, по каким-либо причинам удостоенные внимания художника. К последнему типу портретов примыкает исполненная В.Серовым в технике офорта работа «Мальчик с курицей» (1898-1899). В 1969 году Дублетным фондом Государственного Русского музея с хранящейся там гравированной художником металлической пластины было исполнено некоторое число оттисков, которые были переданы в музеи страны. Один из них с тех пор находится в коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
В области печатной графики Серов начал работать в 1890-е годы - в период предшествующий расцвету его живописного мастерства. В канун этого нового этапа своей творческой биографии он, к тому же, обратился к жанру детского портрета. Такие произведения, по мнению многих искусствоведов, являются одними из самых интересных и примечательных в искусстве автора: «Работы на тему детства, полные тепла и поэзии, знания психики маленьких моделей, принадлежат к самому пленительному в наследии Серова»1. Подобными чертами обладает и офорт «Мальчик с курицей».
Работая над этой гравюрой, художник с виртуозной легкостью бросал на поверхность металлической пластины короткие штрихи, слагающиеся то в тонкую, пластичную линию, обрисовывающую или намечающую выразительные контуры, то они, уверенно направляемые автором, образовывали темные, плотные пятна, задающие глубину и выявляющие объем рисунка. С помощью этих простых приемов родилось изображение крестьянского мальчика - подростка, держащего на руках, прижимая к себе, курицу. Наблюдательный взгляд мастера уловил как внешние, так и внутренние особенности облика своего героя: непослушно лежащие волосы, короткой челкой скрывающие высокий лоб, правильный овал лица, большие глаза, свободную, непринужденную позу, недетскую сосредоточенность мысли, глубокую погруженность в себя.
Черты лица мальчика, а так же его руки, изображению которых автор обычно уделял повышенное внимание в живописных полотнах, В.Серов делает неконкретными, решенными предельно обобщенно. К этому прибавляется условность пространства второго плана, напоминающего не то бревенчатую стену, не то бревенчатый забор. Вместе с этим, данная работа характеризуется незавершенностью и беглостью «рисунка», срезанностью и динамичностью композиции. Вместе все это призвано подчеркнуть неожиданно возникший интерес художника к ребенку, мимолетным состоянием которого В.Серов оказался так увлечен.
В гравюре нет повествовательной детализации, подробности высказывания, ничего лишнего, отвлекающего внимание зрителя от главной идеи – передачи сложного душевного пространства подростка, одновременно граничащего с беззаботной детскостью и вдумчивой рассудительностью взрослого, человека, будто закрытого от внешнего мира, но вместе с этим пребывающего с ним в гармонии.
Подобных тонко-лиричных произведений в творческом наследии В.Серова известно не много. Именно поэтому работа «Мальчик с курицей», безусловно, является украшением графической коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств, которая к тому же в единственном числе представляет творческое наследие этого автора.
Мария Комарова,
научный сотрудник НТМИИ,
хранитель коллекции «Графика»
1Валентин Александрович Серов. Живопись, графика из собрания Государственного Русского музея. Альманах. - Вып.69. - СПб: Palace Editions, 2005. – С.36