Шухаев В.И., Яковлев А.Е. Автопортреты (Арлекин и Пьеро). 1914.
Шухаев В.И., Яковлев А.Е.
Автопортреты (Арлекин и Пьеро).
1914
Холст, масло. 210 x 142
Государственный Русский музей
Уже в ранних работах обозначилось тяготение А.Е. Яковлева к «неоклассицизму». 1913–1915 провел вместе со своим другом В. И. Шухаевым в Италии, где изучал старую живопись. Наряду с огромным количеством натурных этюдов, выполнил в Италии свой портрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например в картине «Скрипач» (1915).
Шухаев и Яковлев вошли в объединение „Мир искусства“ как представители неоклассицизма. В картине „Арлекин и Пьеро“ они возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.
В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в „Доме интермедий“ в Петербурге в пантомиме А. Шницлера „Шарф Коломбины“: Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. Их двойной автопортрет — это своеобразное воспоминание об увлечении театром. Картина долгие годы не выставлялась, так как не была закончена. В 1962 Шухаев дописал некоторые детали. В том же году она экспонировалась на его персональной выставке в Академии Художеств в Ленинграде.