Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Книжная и журнальная графика

Вернуться на главную страницу выставки Добужинский Мстислав Валерианович

Другие разделы выставки

• О жизни художника
• Городской пейзаж
• Натурные рисунки
• Театрально-декорационное искусство
• Литва

  • Добужинский М.В. Русский музей. Эскиз. 1904. ГРМ
    Русский музей. Эскиз. 1904. ГРМ
  • Добужинский М.В. Умиротворение. Рисунок для журнала "Жупел". 1905. № 2.
    Добужинский М.В. Умиротворение. Рисунок для журнала "Жупел". 1905. № 2.
  • Добужинский М.В. С.А. Ауслендер. Ночной принц. Иллюстрация. Журнал "Аполлон", 1909. № 11
    С.А. Ауслендер. Ночной принц. Иллюстрация. 1909
  • Добужинский М.В. Заглавный лист журнала  «Аполлон». 1911. ГРМ
    Заглавный лист журнала «Аполлон». 1911. ГРМ
  • Добужинский М.В. Обложка книги Германа Гримма «Микельанджело Буонарроти». 1912. ГРМ
    Обложка книги Гримма «Микельанджело Буонарроти». 1912. ГРМ
  • Добужинский М.В. М.Ю. Лермонтов. Казначейша. Обложка. 1913
    М.Ю. Лермонтов. Казначейша. Обложка. 1913
  • Добужинский М.В.Эскиз-вариант титульного листа к сказке Х.К. Андерсена «Свинопас». 1917. ГРМ
    Эскиз-вариант титульного листа к сказке Х.К. Андерсена. 1917. ГРМ
  • Добужинский М.В.  Ф.М. Достоевский. Белые ночи. Иллюстрация. 1922
    Ф.М. Достоевский. Белые ночи. 1922
  • Добужинский М.В.  Ф.М. Достоевский. Белые ночи. Иллюстрация.1922
    Ф.М. Достоевский. Белые ночи. 1922
  • Добужинский М.В.  Ф.М. Достоевский. Белые ночи. Иллюстрация. 1922
    Ф.М. Достоевский. Белые ночи. 1922
  • Добужинский М.В.  Ф.М. Достоевский. Белые ночи. Иллюстрация. 1922
    Ф.М. Достоевский. Белые ночи. 1922
  • Добужинский М.В.  Ф.М. Достоевский. Белые ночи. Иллюстрация. 1922
    Ф.М. Достоевский. Белые ночи. 1922
  • Добужинский М.В. Ф.М. Достоевский. Белые ночи. Иллюстрация. 1922
    Ф.М. Достоевский. Белые ночи. 1922
  • Добужинский М.В. Ф.М. Достоевский. Белые ночи. Иллюстрация. 1922
    Ф.М. Достоевский. Белые ночи. 1922
  • Добужинский М.В. Ф.М. Достоевский. Белые ночи. Обложка. 1923
    Ф.М. Достоевский. Белые ночи.1923
  • Добужинский М.В. К. Чуковский. Бармалей. Обложка. 1925
    К. Чуковский. Бармалей. 1925

М.В. Добужинский по праву является одним из крупнейших мастеров книжной и журнальной графики. Основные его достижения в этой области относятся к первой четверти XX века.
Следует отметить, что в пору творческого становления художника и утверждения его именно в графике на рубеже XIX – XX веков, этот вид искусства переживает расцвет. В зарубежной и русской художественной критике формируется термин «графика», причем происходит более глубокое, выявляющее характерные особенности, теоретическое осмысление понятия «графика», предусматривающее разделение таких определений, как печатная графика и натурный карандашный рисунок.

Творческий путь художника в области печатной графики начинается с сотрудничества с популярными юмористическими журналами «Стрекоза» и «Шут». В 1902 году он вступает в художественное объединение «Мир искусства» и участвует в графическом оформлении одноименного журнала, а также издания «Художественные сокровища России», редактируемого в то время А.Н. Бенуа. Среди достижений Добужинского именно в журнальной графике – создание обложки «Аполлона» к № 1 за 1911 год. Обложка оказалась настолько выразительной, что неизменно использовалась вплоть до 1917 года.
М.В. Добужинский выступает подлинным реформатором в оформлении книги. Как пишет исследователь творчества художника Г.И. Чугунов, «Лансере и Билибин и вслед за ними Добужинский первые стали работать над созданием графического ансамбля книги». (Г.И. Чугунов. М.В. Добужинский. – Л.: Художник РСФСР, 1984, с. 58). Оформленные мастером издания являются как бы вехами на пути появления книги, в которой все графические элементы – обложка, титульный лист, иллюстрации, заставки и концовка, шрифт – представляют единое целое. Еще в 1906 году, когда художник намеревался выпустить повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» со своими иллюстрациями, он выдвинул мысль о том, чтобы единолично создать все художественное оформление книги (Г.И. Чугунов. М.В. Добужинский, с. 58).
В книжной графике мастер решал такие вопросы, как связь стиля иллюстраций с характером шрифта, отражение в обложке содержания текста, утверждение в общем графическом оформлении книги ведущей роли иллюстрации, являющейся изобразительной интерпретацией произведения, единство всех графических элементов.
Значительной вехой в творчестве Добужинского стало создание иллюстраций к повести С.А. Ауслендера «Ночной принц». Иллюстрации были напечатаны в журнале «Аполлон» за 1909 год, № 11, хотя и предназначались для отдельного издания. Здесь впервые в отличие от господствующей тогда точки зрения о подчинении всех элементов книги орнаментально-графическому началу, Добужинский утверждает важное значение иллюстраций, которые должны восприниматься только вместе с текстом, а не как обособленные произведения. Кроме того, художник также уделяет большое внимание связи характера шрифта с манерой исполнения рисунков.

Добужинский принял большое участие в художественном редактировании книг издательства «Грядущий день». Впервые в практике этого издательства появилось понятие «художественная редакция». Наиболее значительной работой Добужинского для «Грядущего дня» стало оформление книги Германа Гримма «Микельанджело Буонарроти» (1912).
В 1913 году художник создал графическое оформление поэмы М.Ю. Лермонтова «Казначейша». Отличительной особенностью этой работы стало использование в обложке мотивов, характерных для книжной графики 30-х годов XIX, что служило большему стилевому единству между графическим оформлением и текстом поэмы, написанной М.Ю. Лермонтовым в 1836 году.
Оформление сказки Х.К. Андерсена «Свинопас» - одно из достижений графического искусства мастера. В книге элементы графического оформления – концовки и виньетки – носят одновременно и характер иллюстраций, т.к. изображают предметы, о которых рассказывается в тексте. Кроме того, все рисунки в книге выполнены в едином стиле, существует несомненная связь между характером шрифта и стилем иллюстраций.

Следующие годы (1917-1924) – время расцвета графического искусства Добужинского. Среди оформленных художником книг - «Новый Плутарх (Калиостро)» М.А. Кузмина, сказка Х.К. Андерсена «Принцесса на горошине», «Скупой рыцарь» и «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина, «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Тупейный художник» Н.С. Лескова. Подлинной вершиной творчества мастера этого периода стало создание графического ансамбля к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». По поводу иллюстраций к книге Г.И. Чугунов писал: «Отодвигая действие на второй план и предоставляя доминирующее положение Петербургу, Добужинский наделил город всеми оттенками эмоционального богатства повести. Петербург в белые ночи предстает и поэтическим, и печальным, и лирическим, и жестоким. Так же ярко и глубоко его образ отражен в заставках и концовках, окаймляющих каждую главу-ночь. В них совсем не отражена фабула книги, а рисуются лишь отдельные уголки Петербурга, но то чувство, которым они насыщены, неразрывно связывает их с повестью. Таким образом, город в иллюстрациях предстал не фоном действия и даже не средой его – он явился главным участником происходящего» (Г.И. Чугунов. М.В. Добужинский, с. 165).

Статья подготовлена М.В. Руденской, сотрудником отдела развития проекта "Русский музей: виртуальный филиал".

Вернуться назад

Вернуться в раздел "Художественная галерея"

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль