Театрально-декорационное искусство
Вернуться на главную страницу выставки Добужинский Мстислав Валерианович
Другие разделы выставки
• О жизни художника
• Городской пейзаж
• Книжная и журнальная графика
• Натурные рисунки
• Литва
Театр занимает большое место в творчестве М.В. Добужинского. Увлечение этим искусством проявилось еще в детстве, когда, по воспоминанию художника, они с двоюродным братом, Сташей (Е.Е. Добужинским), ставили спектакль «Дети капитана Гранта», а позже затеяли "настоящий" театр на даче отца Сташи на Каменном острове - давали «Каменного гостя» и «Скупого рыцаря». Как свидетельствует Добужинский, для этих постановок он придумал и исполнил декорации (М.В. Добужинский. Воспоминания / Издание подготовил Г.И. Чугунов. – М.: Наука, 1987, с. 64-67).
Будучи в составе художественного объединения «Мир искусства» Добужинский разделял любовь к театру, свойственную участникам кружка. Однако лишь в 1907 году ему довелось впервые выступить в качестве театрального художника. Первые оформленные Добужинским спектакли - пастурель средневекового автора Адама де ла Аль «Робен и Марион» (для Старинного театра) и «Бесовское действо» А.М. Ремизова (для театра В.Ф. Комиссаржевской) привлекли к себе внимание публики и критиков и выдвинули Добужинского в ряд ведущих театральных мастеров начала XX века.
Следует отметить, что именно в то время, когда Добужинский начинал свою деятельность в театре, в этой области искусства стали происходить изменения в концепции художественного оформления спектакля. Все большее значение уделялось созданию художественного облика спектакля, передаче в образной изобразительной форме содержания театральной постановки. Соответственно, повышалась и роль художника, работавшего над сценографией. Добужинскому принадлежит значительное место в обновлении театрального русского и европейского искусства первой половины XX века.
В 1907 году состоялось знакомство Добужинскогого с К.С. Станиславским, который был в Петербурге с гастролями театра. Он побывал в мастерских многих художников «Мира искусства» и в том числе, у Добужинского. Итогом этого знакомства стало сотрудничество Московского Художественного театра с мастерами круга «Мира искусства». Официальное предложение от имени дирекции театра было сделано именно Добужинскому одновременно с просьбой оформить спектакль по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне». Работа со Станиславским стала важнейшей вехой в становлении Добужинского как театрального художника. Как вспоминает мастер, Станиславский «с самого начала разъяснил мне, что декорация, вернее, план сцены должен быть органически связан с действием, и что тут тесно сплетаются одновременно режиссерские и художественные соображения. На очень многое у меня открылись глаза, когда он сказал мне: "Декорация должна как бы вырастать из пола", и этот "половой вопрос", как он, шутя говорил, и был самым главным сначала, который надо было нам совместно решить, обсудив все планировочные места, выходы и "опорные пункты" игры каждого акта". (М.В. Добужинский. Воспоминания, с. 239). До того, как художник писал эскизы, он делал небольшие наброски карандашом, Станиславский устраивал из них выставку, и затем они вместе обсуждали их. Как подчеркивал Добужинский, для него работа театрального художника cкладывалась из двух составляющих, с одной стороны, он должен был представить уже конечный результат, предвидеть, какое будет художественное впечатление от декорации, с другой стороны – «думал о ней я и как режиссер, чтобы она помогала актеру». (М.В. Добужинский. Воспоминания с. 240). Премьера спектакля стала событием в жизни МХТ и в творчестве художника.
В 1913 году Добужинскому было предложено оформить спектакль по пьесе Ф.М. Достоевского «Бесы» в инсценировке Немировича-Данченко. Работа шла в сжатые сроки: все декорации, бутафория и костюмы были созданы менее, чем за два месяца. Как признается художник, «в этой постановке я впервые как бы нашел себя - предчувствия были давно и в моих ранних мечтах о Шекспире - и хотя лирические настроения остались мне близкими, и в них я и впоследствии "впадал" в театре, но именно с этих пор то, что исходило от драмы, трагедии и романтических пьес, особенно меня поднимало и возбуждало творчески». (М.В. Добужинский. Воспоминания с. 252). Созданные Добужинским декорации отличались лаконичностью и как бы концентрически выражали эмоциональную сущность происходящей сцены. Среди наиболее удачных, по мнению мастера, декораций были - длинная стена у паперти, мост, «где все было сведено к силуэту перил и фонаря», серая комната в «Скворешниках» и сцена бегства Лизы. Находящееся в собрании Русского музея произведение «На мосту» является либо упоминаемым художником эскизом декорации, либо, говоря словами самого Добужинского, "послесловием", созданным на тему спектакля уже позже.
Сотрудничество с МХТ продолжалось до 1917 года, в целом Добужинский создал художественное оформление для следующих спектаклей (помимо упомянутых): «Нахлебник», «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (все - 1912), «Горе от ума» (1914), «Будет радость» (1915), «Село Степанчиково» (1916), из неосуществленных – «Завтрак у предводителя» (1911), «Коварство и любовь» (1913) и «Роза и крест» (1916-1917). В 1934 году между Добужинским и К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко завязалась переписка по поводу возможной совместной постановки несостоявшегося ранее спектакля «Коварство и любовь». Однако этим творческим планам не суждено было сбыться. Добужинский в течение всей своей жизни чрезвычайно ценил совместную работу со Станиславским в МХТ: «Я остаюсь всегда Вашим верным учеником в моих театральных работах. Вы мне дали на всю жизнь такой фундамент, за который я Вам бесконечно признателен. У меня уже вошло в органическую привычку себя спрашивать: «А как бы подошел к этому или тому Станиславский?» (М.В. Добужинский. Письма / Издание подготовил Г.И. Чугунов. – С.-Петербург, 2001, с.227).
Среди театральных работ первых десятилетий XX века – сотрудничество с В.А. Мейерхольдом в связи с постановкой пьесы П.П. Потемкина «Петрушка» в театре-клубе «Лукоморье» (1908), создание декораций для двух балетов «Русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже «Бабочки» и «Мидас» (1914), участие в 1918 году в организации Театра трагедии, временно располагавшегося в помещении Цирка Чинизелли и постановка трагедии В. Шекспира «Макбет» (Добужинский выполнил не только сценографию, но и выступил в качестве режиссера). В 1918 году был образован Большой драматический театр имени М.Горького (ныне имени Г.А. Товстоногова). Добужинский наряду с А.Н. Бенуа и В.А. Щуко был назначен художником этого театра и в 1919 году работал над оформлением драмы Ф. Шиллера «Разбойники», а в 1920 году - трагедии В. Шекспира "Король Лир". В этом же году Добужинский также создал декорации для первой в своем творчестве оперы – «Фауст» Ш. Гуно для только что открывшегося Государственного Большого оперного театра.
После 1924 года Добужинский покинул Россию, приняв литовское гражданство. В свой «зарубежный» период он преимущественно работал как театральный художник. В 1931 году Добужинский был назначен главным художником Литовского государственного театра в Каунасе, где его деятельность началась с исполнения художественной части оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в 1925 году. Спектакль в декорациях Добужинского имел большой успех. Как вспоминал мастер, «это был “триумф”. Мне говорят, что впервые здесь в театре аплодировали художнику» (М.В. Добужинский. Письма, с. 184).
На протяжении всех лет Добужинский работал во многих европейских и американских театрах. В 1924 году он оформлял спектакль «Евгений Онегин» в Дрезденской опере. В 1926 году исполнял декорации для спектаклей театра Н.Ф. Балиева «Летучая мышь» в Париже. Работал над постановкой «Преступления и наказания» в Брюсселе, исполнял художественное оформление комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и пьесы Г.Э. Лессинга «Натан Мудрый» в Дюссельдорфе. Интересной вехой творческого пути художника было сотрудничество с талантливым актером и режиссером М.А. Чеховым над постановкой спектакля «Одержимые» по пьесе Ф.М. Достоевского «Бесы». Художник работал над декорациями в Англии, а затем переехал в США вместе с театром М.А. Чехова.
В Англии Добужинский выполнил декорации для Театра Сэдлерс Уэллс к опере «Борис Годунов» (1935) и балету «Щелкунчик» (1937). Театральный деятель Лауренд Коллингвуд по поводу постановки «Бориса Годунова» отмечал, что режиссер спектакля «полностью подчинился его [Добужинского] влиянию и до сих пор выражает мнение, что постановка полностью Добужинского, а не его». (Воспоминания о М.В. Добужинском / Сост., предисл., примеч. Г.И. Чугунова – СПб.: Академический проект, 1997, с.160). Английский историк и теоретик театра Арнольд Хаскелл по поводу балета «Щелкунчик» писал, что он «никогда не видел лучших вариантов этой знаменитой работы». (Воспоминания о М.В. Добужинском, с. 182). В своих статьях Хаскел подчеркивал большое влияние театральных декораций Добужинского на развитие европейского театрально-декорационного искусства.
В США, в Нью-Йорке, Добужинский работал над декорациями и костюмами в Метрополитен-опере для постановок оперы Д. Верди «Бал-маскарад» (1940) и оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» (1950). Во время блокады Ленинграда, под впечатлением от прослушивания «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича, мастер создал несколько акварелей, посвященных Петербургу, и задумал поставить балет на музыку симфонии, для чего исполнил несколько эскизов с военными видами осажденного Ленинграда (постановка не осуществлена).
Говоря в целом о театральном творчестве Добужинского, следует признать его одним из значительных театральных художников 1-й половины XX века. Среди отличительных черт его творчества в этой области искусства – высокая требовательность, предъявляемая ко всему художественному облику спектакля, тщательное изучение материала, построение декораций для сцены таким образом, чтобы они помогали актеру, формирование костюма исходя не только из образа персонажа, но и особенностей конкретного исполнителя, участие во всей подготовительной работе, репетициях, обсуждениях и, наконец, подлинное соавторство режиссеру, что подчеркивают многие театральные деятели, работавшие вместе с художником.
Статья подготовлена М.В. Руденской, сотрудником отдела развития проекта "Русский музей: виртуальный филиал".