Сверчков В.Д. О художнике
Сверчков родился в городке Ловийса (Loviisa) на юге Великого княжества Финляндского, в русско-финской семье. Родители его генерал-майор Дмитрий Федорович Сверчков, служивший в гарнизоне Ловийса и некоторое время бывший комендантом города Або (Турку) в чине генерал-лейтенанта, и Катарина Ениш. Точная дата рождения художника неизвестна. Финские и шведские историки называют 4 сентября 1821 года, но имеются документы, где указан 1822 год. Эта же дата выбита и на надгробной плите во Флоренции.
Первоначальные художественные навыки Владимир Сверчков получил, занимаясь в Або у живописца Томаса Иоахима Леглера (Тhomas Joachim Legler, 1806-1873), а позже, уже будучи офицером – у преподавателя Рисовального зала при университете Хельсинки Пера Адольфа Крускопфа (Pehr Adolf Kruskopf, 1805-1852).
Сначала Сверчков учился в Горном институте в Петербурге (1834–1838). Затем по настоянию отца поступил на военную службу в 21-ю пехотную дивизию в Хельсинки. Однако в 1843 году «по страсти к искусству» вышел в чине подпоручика в отставку и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс профессора Богдана (Готфрида) Виллевальде (Gottfried Willewalde, 1818-1903), избрав специальностью жанровую и батальную живопись. К этому времени (1843) относятся наиболее ранние из известных ныне работ художника – панорамные пейзажи Гельсингфорса (Хельсинки).
Из-за болезни, «происходящей от петербургского климата», Сверчков отправился в Италию, где в 1844-1846 годах работал под руководством академика Ф.А. Моллера (Friedrich M?ller). Здесь на него обратила внимание баронесса К.К. Штиглиц, жена А.Л. Штиглица (Stieglitz), с которым впоследствии его связывали тесные деловые отношения. В свой «римский период» Сверчков неоднократно ходатайствовал о «вспомоществовании» для продолжения учебы за границей и получал финансовое содержание из Кабинета Императорского Двора. По всей видимости, ему оказывалось высокое покровительство, что в дальнейшем подтверждается заказами со стороны самого царя и великих князей.
В 1849 году молодой художник был награжден большой серебряной медалью за картину «Прощание при отправлении парохода» и две другие. В 1848 году Сверчков занимался копированием произведений Рембрандта в Эрмитаже. В 1850 году он работал по «живописи военной» на малую золотую медаль и получил ее за картину «Внутренний караул в Зимнем дворце от Преображенского полка», выполненную по заказу Николая І.
В начале 1850-х годов Сверчков исполняет полотна «Бивуак Преображенского полка» и «Кавалерийская кузница». Во время военной кампании 1854 года на Балтийском море в ходе Крымской (иначе Восточной) войны, когда российские моряки сражались с англо-французской эскадрой, обстреливавшей финские города, художник делал зарисовки на месте событий, на основе которых создал несколько картин маслом.
В 1855 году за картины «Внутренние комнаты Веницейских Дожей» и «Сцена из средних веков» Сверчков получил звание художника перспективной живописи и был награжден большой золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. Стипендия сроком на шесть лет позволила ему в 1856-1858 годах совершенствоваться сначала в Мюнхене у художника-баталиста Петера фон Гесса (Peter von Hess, 1792-1871), а затем до 1862 года в Париже, в ателье Тома Кутюра (Thomas Couture, 1815-1879). В Германии он посетил Берлин, Дрезден, Лейпциг, а в 1859 году обосновался в Мюнхене, откуда периодически присылал картины в Петербург на академические выставки.
После женитьбы на дочери богатого мюнхенского портного В.Д. Сверчков в 1860 году в городке Шлейсгейм (Schleissheim) под Мюнхеном «в своем роскошном парке построил жилой дом и мастерскую живописи по стеклу». Обладая значительными средствами, Сверчков приобрел в 1872 году в Мюнхене у известного живописца по стеклу Антона Кнолля (Anton Knoll) его предприятие, значительно расширив свое дело. Вместе с помощниками Сверчков выполнял заказы по оформлению интерьеров: росписи стен и потолков, живописи на стекле, чеканные работы, производство мебели. Дело было поставлено на широкую ногу: предприятие часто называли «художественной фабрикой», поставлявшей готовое внутреннее убранство «от пола до потолка».
В начале 1863 года Сверчков приезжал в Петербург для сдачи работ, связанных с оформлением особняка банкира-мецената барона А.Л. Штиглица на Английской набережной, 69. Живя в Германии, он создал для него несколько декоративных панно и обращался с той же целью к известным мюнхенским мастерам Гансу фон Маре (Hans von Mares, 1827-1887), Морицу фон Швинду (Moritz von Schwind, 1804-1871) и другим.
В конце 1860 – начале 1870-х годов в мастерских Сверчкова были изготовлены витражные окна для кафедрального собора в Турку, для конференц-зала Академии художеств в Петербурге, для дворца великого князя Владимира Александровича (впоследствии президента Академии), для «Музеума» Аничкова дворца – помещения, в котором хранилась часть художественной коллекции будущего государя, положившей начало созданию Русского музея императора Александра III в Петербурге, а также для знаменитых московских памятников – Грановитой и Оружейной палат, Теремного дворца и других сооружений.
Вероятно, впервые Сверчков показал в Петербурге работы своей мастерской на академической выставке 1868 года: «Христос во Славе», «Большой императорский герб» и «Гербовое окно» – все они были куплены Александром II. Любопытно, что от него в коллекцию художественного музея в Гельсингфорсе (Helsingfors) впоследствии поступило семь работ этого художника, в основном копии с произведений старых мастеров.
В 1871 году витражи Сверчкова экспонировались на международной выставке в Лондоне, в 1872 году – на Политехнической выставке в Москве, в 1873 году – на Всемирной выставке в Вене, где получали высокие награды. В 1876 году на выставке в Гельсингфорсе художник был удостоен серебряной медали.
В истории витражного искусства в России художник занимает совершенно особое место. В настоящее время имеются достоверные сведения о более чем тридцати витражах, выполненных в мастерской Сверчкова, большинство которых, к сожалению, не сохранилось. Одной из его значительных работ стал образ Иисуса в окружении четырех евангелистов для церкви Христа Спасителя при евангелической больнице. Тогда же, в 1872 году, Сверчков исполнил по заказу Мекленбург-Стрелицких витраж «Рождество Христово». Его работы показали необыкновенную красоту и многогранность витража, выполненного в комбинированной технике. На них воспитывались многие художники декоративного искусства, перенимая секреты большого мастера и усвоенный им опыт немецкой школы.
В 1873 году по состоянию здоровья Сверчков вынужден был переехать в Италию, где постепенно отошел от изготовления витражей. Через несколько лет он окончательно поселился во Флоренции, где также построил собственный дом с художественными мастерскими и основал завод по производству столярных художественных изделий. Теперь его внимание было сосредоточено на изготовлении скульптуры и декора для интерьеров, чеканки, монументальных живописных картин.
В первом этаже его огромного особняка находились мастерские художников-иностранцев, в том числе Арнольда Беклина. Желая финансово ему помочь, В.Д. Сверчков заказал Беклину картон для витража «Флора, разбрасывающая цветы» (работа эта не была выполнена в материале).
В годы жизни в Германии и в Италии художник проявил себя как видный общественный деятель, в 1880 году был избран почетным членом баварского Художественно-промышленного общества. Активно участвовал и в жизни своей родины – Финляндии, входил в комитет по восстановлению кафедрального собора города Турку, сгоревшего в 1827 году. Мастер создал для этого здания пять витражей на темы из истории страны, три из них сохранились.
В конце жизни Сверчков вновь обратился к станковой живописи, в основном создавая натюрморты с фруктами и цветами. Особый интерес представляет «Натюрморт с портретным барельефом Карла Линнея», написанный к столетию со дня кончины выдающегося шведского ученого-натуралиста, ботаника и систематизатора растительного и животного мира в 1878 году. Он поступил в собрание Русского музея из Академии художеств в 1931 году.
Скончался художник 2 (14) июля 1888 года во Флоренции. Свое собрание редких предметов искусства и собственные работы он завещал музею при училище барона А.Л. Штиглица, которому и прежде жертвовал разнообразные произведения, предметы мебели, чертежи, фотографии и прочее (подаренная коллекция насчитывает около 200 экспонатов). Некоторые произведения были отправлены по завещанию в Саратов другу художника А.П. Боголюбову для основанного им музея имени А.Н. Радищева.
Работы Сверчкова хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других собраниях. В некоторых зданиях Санкт-Петербурга, в Кафедральном соборе Турку и других сооружениях сохранились витражи Сверчкова. С годами наследие Сверчкова пополняется вновь открытыми произведениями, которые до сих пор хранились в безвестности в музейных фондах или частных собраниях.