Открытие выставки произведений В.П. Волкова в корпусе Бенуа Русского музея
23 июля 2009 года в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка произведений В.П. Волкова (1923-1987) из серии «Юбилеи», приуроченная к 85-летию со дня рождения мастера.
Это первая выставка художника в Русском музее, представляющая живопись, графику и скульптуру. На выставке представлены живописные и графические произведения из циклов «Ленточность», «Лики», «Лестницы», отражающие основные темы творчества и принадлежащие собранию Русского музея, а также показана деревянная пластика в процессе её развития, начиная с шестидесятых годов.
Владимир Петрович Волков родился 24 ноября 1923 года в Улан-Удэ. Его творческий путь начинался типично для художника-шестидесятника. С 1938 по 1942 год он учился в Пензенском художественном училище. Едва достигнув восемнадцати лет, Волков ушел на фронт, участвовал в битве на Курской дуге и был тяжело ранен. После войны он продолжил службу на Сахалине и лишь через несколько лет, в 1952 году, приехал в Ленинград, где поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (педагоги - А.Пахомов, Л.Овсянников), который блестяще закончил в 1958 году.
Перед В.П.Волковым открывалась возможность карьеры деятеля Союза художников. Однако с 1965 года он не участвовал в официальных выставках и прекратил публичную деятельность из-за пересмотра своих взглядов на искусство. Новым толчком к этому послужило знакомство с П.М.Кондратьевым, В.В.Стерлиговым, Т.Н.Глебовой, П.Н.Басмановым. Встреча с представителями «второй волны авангарда» и изучение в запасниках Русского музея произведений П.Филонова и К.Малевича оказали огромное влияние на творчество художника.
Годы затворничества были временем поиска истины. Волков искал решение проблемы формы, принципы понимания пространства картины. Работая над вопросами современного пластического пространства, он осваивал стадии кубизма, основы супрематизма, продолжая традиции классического авангарда. Он был художником синтетического дарования, в его творчестве параллельно сосуществовали, меняясь, двухмерное и трехмерное измерения, центральной его проблемой были поиски архитектоники, единого целого. С 1964 года он начал заниматься деревянной скульптурой («деревяшками», как называл их сам Волков), обратился к опыту народного искусства, экспериментировал с формой и цветом.
В своей мастерской, в узком кругу друзей и единомышленников, он проводил просмотры работ, которые посещали П.М. Кондратьев, В.В. Стерлигов, Т.Н. Глебова, Е.Ф. Ковтун.
С 1955 года Волков подолгу жил в деревне Бор Новгородской области, которая стала для него своеобразной мастерской под открытым небом и важной темой его творчества. Второй темой его творчества был город, пластическую формулу которого художник искал на протяжении всей жизни.
Первая персональная выставка В.Волкова состоялась в 1990 году, после более чем двадцати лет затворничества и через три года после смерти художника.