Санти Рафаэль. Святое семейство. 1509
Рафаэль Санти (?)(1483-1520)
Святое семейство
1509
Дерево, темпера; 119х89х2,5
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Работа поступила в коллекцию музея в 1976 году по приказу Министерства культуры России.
Другие названия картины: «Мадонна дель Пополо», «Мадонна с покрывалом», «Мадонна ди Лоретто», «Тагильская Мадонна».
Произведение, приписываемое кисти Рафаэля Санти «Святое семейство», известное сегодня под названием «Тагильская Мадонна», было найдено в городе Нижний Тагил (Россия) в 1924 году в старом особняке и было передано в местный Краеведческий музей. В 1925 году Нижний Тагил посещает директор Центральных реставрационных мастерских Игорь Грабарь - известный российский реставратор, искусствовед, художник. Оценив значимость произведения, И.Грабарь увозит картину в Москву на реставрацию, которая длилась с 1925 по 1928 гг. В конце 1920-х годов картина поступает в Музей изобразительных искусств имени А.Пушкина (Москва), где хранится до начала 1970-х. В 1971 году картина поступает по приказу Министерства культуры в картинную галерею города Свердловска (ныне Екатеринбург). В 1978 году картина передана по приказу Министерства культуры в музей изобразительных искусств города Нижний Тагил.
Параллельно с реставрацией И.Грабарь проводил всестороннее исследование произведения, результаты которого были опубликованы в сборнике «Вопросы реставрации» (Москва, 1928 год, статья «Madonna del Popolo» Рафаэля и мадонна из Нижнего Тагила»). До сих пор данное исследование, которым, несомненно, следует пользоваться и сегодня, остается наиболее полным и профессиональным.
«Мадонна дель Пополо» Рафаэля Санти была одним из наиболее популярных произведений эпохи Возрождения. До наших дней дошли свидетельства о многочисленных живописных копиях (исследователи насчитывают их более 40), известных нам по литературным источникам и хранящихся в музеях различных стран.
Кроме картины «Святое семейство», приписываемой кисти Рафаэля Санти, в коллекции музея хранятся три произведения итальянского искусства XVI века, из которых два нуждаются в уточнении авторства, а работа Неизвестного художника - в возможном установлении авторства и времени создания.