Мастерская В.Д.Сверчкова. Семь воронов. 1873-1876
Мастерская В.Д.Сверчкова
Семь воронов
Витраж по мотивам сказок братьев Гримм
Особняк Ф. К.Сан-Галли
1873-1876
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 62.
Фото А. Ю.Иванова. Размещены с разрешения автора
В 1858 году появился цикл акварелей Морица фон Швинда (1804–1871) по сказке «Семь воронов и их верная сестра», получивших распространение в ксилографиях, гравюрах на меди и, позже, в открытках. Сюжет этой сказки такой. В одной семье, где было семь сыновей, родилась девочка. В результате семейной ссоры братья превратились в воронов и улетели из дома. Их сестра, повзрослев, поклялась найти братьев. Она пришла в лес, где фея ей подсказала, как выполнить эту задачу. Девушка должна была много лет хранить молчание и плести из чертополоха рубашки, которые могли вернуть ее братьям человеческий облик. Она жила в дупле огромного дерева и работала день и ночь. Ее одежда пришла в негодность, и она укрывалась своими роскошными волосами. Именно этот момент изображен на витраже. Такой ее нашел принц, охотившийся в этих краях… Далее история полностью повторяет сказку «Белые лебеди», более известную российскому читателю. Композиция витража «Семь воронов» воспроизводит фрагмент работы Швинда: героиня — «верная сестра» с роскошными белокурыми волосами сидит под дуплистым дубом с веретеном в руке.
Автор картона Рудольф фон Зайтц не скрывает «цитирования» популярного в XIX веке произведения, а подчеркивает его, обозначая по краю окна раму, имитирующую каменную арку, которая окружает каждый из сюжетов на акварелях Швинда. Изображения воронов, дубовых листьев в кроне дерева, поворот женской фигуры с веретеном в руках «отсылают» зрителя к иллюстрациям Швинда.
Витражи, созданные в мюнхенской мастерской под руководством русского художника В.Д.Сверчкова для особняка знаменитого фабриканта Ф.К.Сан-Галли.
Три великолепных разноцветных окна сохранились в бывшей столовой особняка. Во втором ярусе этого большого двусветного зала — главного парадного помещения дома — находились окна: три в наружной стене и три проема напротив них — во внутренней, смежной с холлом второго этажа. Здесь, внутри здания, и установлены три разноцветных окна. Их размещение внутри дома кажется нелогичным, ведь для «жизни» витража необходим свет. Реставраторы, проводившие восстановительные работы, отмечают, что, скорее всего, стеклянные картины были перенесены сюда из другого помещения особняка. Об этом говорят и рамы, подтесанные до размеров проемов окон столовой. Где витражи находились изначально — не установлено. Их лицевая сторона обращена в сторону холла, в потолке которого находился стеклянный фонарь, благодаря чему изображения на стекле были видны из столовой. В советское время стеклянный потолок был зашит, за витражами установлены люминесцентные лампы, которые делали их видимыми для посетителей дирекции завода «Буммаш», занимавшего здание. В 2007 году в связи с приспособлением особняка Ф.К.Сан-Галли под представительские цели, витражи были отреставрированы Евгением Ивановым и засияли во всей своей красоте. Стало ясно, что в Петербурге сохранились шедевры витражного искусства XIX века.
Каждый из них исполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм, названия которых на немецком языке написаны в картушах: «Sieben Raben» («Семь воронов»), «Dоrnenr?schen» («Шипы роз», по сюжету соответствует сказке «Спящая красавица») и «Schneewittchen» («Белоснежка»). Известно, что в этом особняке были и другие расписные окна. Существует фотография с картона витража «Gestiefelte Kater» («Кот в сапогах»), хранящаяся в Государственном Эрмитаже.
Долгое время исследователей интересовало происхождение этих витражей. В журнале «Зодчий» за 1877 год исполнителем работ называлась мастерская русского художника В.Д.Сверчкова в Германии, однако автор картонов оставался неизвестным. Большинство витражей, атрибутированных как произведения мастерской Сверчкова, имеют геральдический, аллегорический характер или выполнены в жанре исторической картины. Сказочная тематика работ в особняке Сан-Галли необычна не только для этой мастерской, но и в целом для искусства второй половины XIX века.
Указан и автор трех картонов для витражей особняка. Это Рудольф фон Зайтц (1842–1910) — талантливый немецкий рисовальщик, пробовавший себя в исторической живописи, прикладном и монументальном искусстве. Однако нельзя не заметить, что в витражах особняка Сан-Галли прослеживаются сюжетно-тематические и стилистические черты, присущие творчеству другого мастера — Морица фон Швинда (1804–1871), австрийского и немецкого живописца, известного своими иллюстрациями к сказкам, легендам и сагам. М. фон Швинд создавал иллюстрации и к тем сказкам, на темы которых выполнены витражи в особняке Ф.К.Сан-Галли.
Княжицкая Т.В. Стеклянные картины по сказкам братьев Гримм