Мастерская В.Д.Сверчкова. Белоснежка. 1873-1876
Мастерская В.Д.Сверчкова
Белоснежка
Витраж по мотивам сказок братьев Гримм
Особняк Ф. К.Сан-Галли
1873-1876
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 62.
Фото А. Ю.Иванова. Размещены с разрешения автора
На витраже «Белоснежка» изображение гномов — коренастых мужичков с развитой мускулатурой тел, с грубыми лицами, в длинных колпачках — не оставляет сомнений в их родстве персонажам картин Швинда, таких как «Мечта пленника» (1836) или «Странствие Фалькенштейна» (1844). Витражи «Кот в сапогах» и «Спящая красавица» также созданы с учетом образной характеристики, которую придал персонажам этих немецких сказок Мориц фон Швинд в своих иллюстрациях. Рудольф фон Зайтц творчески отнесся к наследию своего коллеги, учитывая изменения в художественных пристрастиях публики к 1870-м годам. Нежные романтические образы Швинда приобрели под рукой Зайтца чувственную красоту. Копна золотых волос красавицы-сестры не скрывает пышное тело девушки, напоминая об идеале женской красоты эпохи барокко. Маленькие гномы, полные брутальной силы, отнюдь не молоко вкушают из кувшина, поданного Белоснежкой. Полюбившимся в исполнении Швинда героям из сказок братьев Гримм Зайтц придал энергичность и экспрессию, которую подчеркивают сочные краски, смелые сочетания цветов, усиленные светоносною материей стекла. Внимание к деталям, тщательная их прорисовка в картоне и любовная отделка в материале создают даже при мимолетном взгляде на витражи впечатление роскоши.
Декоративная эффектность работ из цикла, посвященного сказкам братьев Гримм, строится на гармоничном распределении цветовых пятен, на контрасте изображений с насыщенными яркими фонами. Витражи производят монументальное впечатление своими размерами, ясным локальным цветом, геометрической выверенностью в построении композиций. При этом они предельно декоративны, эмоционально окрашены благодаря звучным цветам стекол, неожиданным световым эффектам. Именно это и делает их шедеврами монументально-декоративного искусства.
Витражи, созданные в мюнхенской мастерской под руководством русского художника В.Д.Сверчкова для особняка знаменитого фабриканта Ф.К.Сан-Галли.
Три великолепных разноцветных окна сохранились в бывшей столовой особняка. Во втором ярусе этого большого двусветного зала — главного парадного помещения дома — находились окна: три в наружной стене и три проема напротив них — во внутренней, смежной с холлом второго этажа. Здесь, внутри здания, и установлены три разноцветных окна. Их размещение внутри дома кажется нелогичным, ведь для «жизни» витража необходим свет. Реставраторы, проводившие восстановительные работы, отмечают, что, скорее всего, стеклянные картины были перенесены сюда из другого помещения особняка. Об этом говорят и рамы, подтесанные до размеров проемов окон столовой. Где витражи находились изначально — не установлено. Их лицевая сторона обращена в сторону холла, в потолке которого находился стеклянный фонарь, благодаря чему изображения на стекле были видны из столовой. В советское время стеклянный потолок был зашит, за витражами установлены люминесцентные лампы, которые делали их видимыми для посетителей дирекции завода «Буммаш», занимавшего здание. В 2007 году в связи с приспособлением особняка Ф.К.Сан-Галли под представительские цели, витражи были отреставрированы Евгением Ивановым и засияли во всей своей красоте. Стало ясно, что в Петербурге сохранились шедевры витражного искусства XIX века.
Каждый из них исполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм, названия которых на немецком языке написаны в картушах: «Sieben Raben» («Семь воронов»), «Dоrnenr?schen» («Шипы роз», по сюжету соответствует сказке «Спящая красавица») и «Schneewittchen» («Белоснежка»). Известно, что в этом особняке были и другие расписные окна. Существует фотография с картона витража «Gestiefelte Kater» («Кот в сапогах»), хранящаяся в Государственном Эрмитаже.
Долгое время исследователей интересовало происхождение этих витражей. В журнале «Зодчий» за 1877 год исполнителем работ называлась мастерская русского художника В.Д.Сверчкова в Германии, однако автор картонов оставался неизвестным. Большинство витражей, атрибутированных как произведения мастерской Сверчкова, имеют геральдический, аллегорический характер или выполнены в жанре исторической картины. Сказочная тематика работ в особняке Сан-Галли необычна не только для этой мастерской, но и в целом для искусства второй половины XIX века.
Указан и автор трех картонов для витражей особняка. Это Рудольф фон Зайтц (1842–1910) — талантливый немецкий рисовальщик, пробовавший себя в исторической живописи, прикладном и монументальном искусстве. Однако нельзя не заметить, что в витражах особняка Сан-Галли прослеживаются сюжетно-тематические и стилистические черты, присущие творчеству другого мастера — Морица фон Швинда (1804–1871), австрийского и немецкого живописца, известного своими иллюстрациями к сказкам, легендам и сагам. М. фон Швинд создавал иллюстрации и к тем сказкам, на темы которых выполнены витражи в особняке Ф.К.Сан-Галли.
Княжицкая Т.В. Стеклянные картины по сказкам братьев Гримм