Самохвалов А.Н. Иллюстрация к «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1933
Самохвалов А.Н.
Иллюстрация к «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
1933
Бумага, литография. 15 х 8
КП-23583
Тверская областная картинная галерея
М.Е.Салтыков-Щедрин. История одного города. М.-Л., «Academia», 1935 (переплет, титульный лист, иллюстрации); Факсимильное воспроизведение издания 1935 года: Л., «Художник РСФСР», 1987
Суть «Истории одного города» сам Салтыков-Щедрин определял «как «сатиру на политический строй России в форме исторической сатиры». А.Н.Самохвалов в своей книге «Мой творческий путь» так охарактеризовал и описал свой замысел и работу над иллюстрациями издания: «…Я сознавал необходимость вместе с автором этой великой сатиры острием своего карандаша срезать те болевые наросты на теле народном, которые как скальпель хирурга, срезает слово сатирика… Народ во власти тьмы. И вот сатира Салтыкова-Щедрина должна собрать, сконцентрировать эту тему. Сатира эта безжалостна к угнетателям, но она столь же безжалостна и к моральным уродствам, порожденным в народе, вызванным вековым угнетением… У Салтыкова-Щедрина глуповцы в своем одичании, потере человеческого облика «обросли шерстью»... Иллюстрации я решил выполнить автолитографией. К литографскому карандашу я уже привык, и…в мою мастерскую привезли десятка два хорошо подготовленных камней... Шел третий год работы. Этот год уже стал мукой. Очень нелегкое дело жить в обществе таких чудовищных образов и следовать за сатириком тяжкими путями…Смонтировали книгу… в один присест. Каждый оттиск нашел свое место. Книга печаталась в типографии Ивана Федорова с большим стремлением к наибольшей выразительности… Итак, книга вышла, вызвав волнения, преимущественно восторженные. Большой размер делал ее книжищей. Газета «Вечерний Ленинград» напечатала рецензию под заголовком: «Шедевр полиграфического искусства». Музеи тоже могли иметь у себя комплекты оттисков. Пока на свои выставки я посылал отдельные оттиски, и, наконец, на Международной выставке в Париже в 1937 году они экспонировались в большом количестве в разделе книжной графики, и высшее международное жюри присудило мне «Гран-при», высшую премию… Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, просмотрев книгу, сказал: «Это конгениально Салтыкову-Щедрину»… У многих в Ленинграде и в Москве эта книга стала чем-то вроде настольной книги».