Самохвалов А.Н. Иллюстрация к книге А.Н. Самохвалова «Водолазная база». 1928
Самохвалов А.Н.
Иллюстрация к книге А.Н. Самохвалова «Водолазная база» (М.; Л.; ГИЗ, 1928)
1928
Гуашь. 28,9 x 22
Государственный Русский музей
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «В Детгизе я встретился с людьми, которые с пламенной энергией и увлечением участвовали в создании детской книги.
Маршак, на мой взгляд, лучший редактор, с которым мне пришлось встретиться в жизни, не только потому, что он великолепно знал язык во всех фазах. Он знал язык народный, его ритмику в лучших проявлениях фольклора, знал язык городского фольклора, язык шарманщиков, понимал язык самобытный, язык, вызванный пережитым и переживаемым. Он улавливал ту зыбь языка, тот его горизонт, на котором происходило словотворчество, словорождение, и радовался этому новому слову, пусть ещё слову-младенца, иногда ещё хлипкому, но закономерному в комплексе бытия.
Маршак лучший редактор, и потому, что угадывал творческие побуждения в первых порывах к творчеству ещё неопытного писателя, не имеющего профессиональных навыков. Может быть, он иногда ошибался, но понимал, что в литературе профессиональные навыки имеют несколько другое значение, чем в рисунке, живописи, музыке и так далее. Рисовать, писать цветом мы начинаем по-настоящему по "призванию", с какого-то времени после изучения ряда профессиональных действий. Выражать же мысль словом и объясняться со старшими и младшими словом мы начинаем с самых малых лет, и слово как более действенное средство выражения и общения постоянно, даже у не имеющих зова к литературному творчеству, имеет основное значение средства общения. Мы говорим всё время и никогда не расстаёмся со словом. И Самуил Яковлевич понимал, что темперамент человека может независимо от опыта внести новое слововыражение, и он был приветлив к новичкам.
Таким неожиданным товарищем оказался и я…
Текст "Водолазной базы" я посвятил Маршаку, благодарный ему за то, что он с величайшим вниманием прочел стихи и сам своей рукой переписал её всю, иногда выбрасывая мною написанное, тормозящее ритм или, наоборот, вводя выброшенное мною.
Например, так:
А рабочие-то инструментом как рванули,
Да головы-то им моментом и свернули.
Только это водолазу ничего...
Есть другая голова у него.
.......................................................................
Чихает и улыбается,
Как и всякой голове полагается.
Эти две последние строчки я вычеркнул за особую остроту их, а Самуил Яковлевич их восстановил, сказав: "Это же здорово"».