Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Портрет жены художника в собрании Государственного художественного музея Алтайского края

В собрании классического русского искусства Государственного художественного музея Алтайского края хранится Портрет Ольги Федоровны Серовой, жены Валентина Александровича Серова (1865-1911) , написанный художником в конце 1880 - начале 1890-х годов. Работа выполнена на картоне в смешанной технике, достаточно большая – 96,7х70,5.

Серов В.А. Портрет жены О.Ф.Серовой. Конец 1880-х - начало 1890-хСеров В.А. Портрет жены О.Ф.Серовой. Конец 1880-х - начало 1890-хНа работе внизу есть две надписи:
«Удостоверяю, что это портрет моего деда В.А. Серова, с его жены О.Ф. Серовой. 25.II.51 г. О. Серова.» и
«Утверждаю, что эта работа писана Вал. Алек. Серовым с его жены Ольги Фед. Серовой. Худ. Ник. Крымов.»

В собрание ГХМАК произведение В.А. Серова поступило в 1975 из коллекции Н.И. Архангельской, г. Москва (бывшее собрание Ф.И. Подтынникова, Москва).

«Проблема незаконченности» (non finito) произведений искусства нашла свое преломление в портретном творчестве Валентина Александровича Серова. Обладая редкостным по силе и разносторонности художественным дарованием, он создавал портретные образы людей, которые, по выражению Б.В. Иогансона, были на его портретах более похожи на себя, чем в жизни. И в то же время известно, как долго и порой мучительно-напряженно работал Серов над каждым образом, становившимся для современников «великим откровением». По разным причинам многие портреты остались им не окончены. Так, из четырех портретов невесты, а потом жены Ольги Федоровны из собрания Третьяковской галереи, созданных художником в период с 1885 по 1895 год, три портрета не окончены. Тематически к ним примыкает недатированный портрет из собрания барнаульского художественного музея. Портрет не просто не окончен, он только начат. Его эскизность, незаконченность поражают своей живописно-пластической выразительностью, позволяющей угадывать не только характер модели, но и характер взаимоотношений между моделью и художником. Тональными модуляциями всего трех красок - белой, коричнево-черной и светло-зеленой на теплом охристом фоне негрунтованного картона передано ощущение импрессионистической свежести весеннего дня, созвучного внутреннему миру «хрупкой, светящейся какою-то внутренней нежностью, всегда озабоченной Ольги Федоровны». А в развороте ее фигуры, в обращенном к художнику и мягко освещенном неярким солнечным светом лице чувствуется большая эмоциональная открытость и теплота, чем в «портретах невесты» из собрания Третьяковской галереи. Возможно, портрет написан Серовым в 1889-1890 годах, вскоре после создания им знаменитых пленэрных портретов - «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем». Именно к ним по своей образной концепции более всего близок портрет из собрания барнаульского музея. Ольга, будущая жена Серова, была подругой «девушки, освещенной солнцем» - Марии Симонович, двоюродной сестры художника, в доме которой она воспитывалась и где В.А. Серов с ней познакомился. Они поженились в 1889 году.

Л.Г. Красноцветова-Тоцкая. Альбом «Государственный художественный музей Алтайского края».
Москва, изд-во «Белый город», 2006

Вернуться к выставке В.А.Серова

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password