Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Ге Н. Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад. 1889

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Эти строки стихотворения «Гефсиманский сад» Бориса Пастернака по мысли и эмоциональности настолько близки картине Николая Ге «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», что могут восприниматься как своеобразный поэтический эпиграф к ней. И хотя полотно Ге не является прямой иллюстрацией к молению о чаше, оно явно ассоциируется с этим евангельским повествованием.

Ге Н.Н. Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад. 1889Ге Н.Н. Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад. 1889Тьма южной ночи опустилась на землю. В полосе лунного света дом, где только что свершалась трапеза Христа с учениками, на которой он поведал им о приближении часа исполнения предначертанного, того зачем он пришел на землю. И теперь апостолы, отягченные скорбными мыслями уходят, печально медленно, словно растворяясь во тьме ночи. И хотя самый юный из них Иоанн еще задержался возле учителя, Христос уже не сними.

Сын божий один, отвергнутый миром, который он пришел спасти. Впечатление одиночества Христа в картине усиливается бесприютным пустынным пейзажем и мертвенным мерцанием луны. Будто остановилась жизнь, природа замерла в тревожном предчувствии.

Ге изображает спасителя в последние часы его земного бытия, когда он, своей земной природой, как смертный человек осознал, реально ощутил весь ужас предстоящих ему истязаний: глумления обезумившей толпы и казнь, самую мучительную и самую позорную. И его пронзает жгучая тоска. Обратив взор свой в небо, к отцу небесному, он весь уходит в молитву, кажется окаменевшем, в страстном порыве молитвенного предстояния. Глядя на картину, невольно возникают в памяти евангельские слова, произнесенные самим Христом: «Душа скорбит смертельно».

Ге удается передать атмосферу трагедии, выражая свой замысел о глубине страдания Спасителя и о величии, любви и жертвы принесенной ради спасении человечества от вечной смерти.

Картина была представлена на 17 передвижной выставке и привлекала зрителей необычностью, новизной образного решения, нехарактерных для художников этого объединения.

Художник Николай Ярошенко сообщал Ге: «Ваша картина нравилась очень многим, и имеет многочисленных поклонников среди людей, не ищущих в искусстве удовлетворения одним лишь гастрономическим вкусом, а я думаю, что только мнение этих и может быть ценным для художника».

Эта картина явилась предвестием тех новых исканий в живописи, которые станут характерными для русского искусства конца XIX - начала XX века.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password