Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Дурнов М. Портрет поэта К.Бальмонта. 1901 (ГТГ)

Вечно окруженная загадками, капризная дама "История", иных осторожно хранит в драгоценной шкатулке своей памяти, а иных вздумает и обронит небрежно - среди шпилек духов... Так затерялось имя одного прежде яркого персонажа, жившего столетие назад – Модеста Александровича Дурнова. Прежде он считался поистине "властителем дум", слывя в московских художественных кругах своего рода эстетическим авторитетом. Его мнением дорожили, к оценкам внимательно прислушивались, отзывы ловили, повторяли, передавали из уст в уста, о жизни слагались легенды. Константин Бальмонт, посвящая другу свой поэтический сборник "Будем как солнце" (1902) писал: "Модесту Дурнову, создавшему поэму из своей личности".

За год до написания этих строк Дурнов выполнил в гуаши портрет Константина Бальмонта - Дурнов М.А. Портрет поэта К.Д.Бальмонта. 1901Дурнов М.А. Портрет поэта К.Д.Бальмонта. 1901одного из самых знаменитых поэтов своего времени в России, самого читаемого и почитаемого из гонимых и осмеянных декадентов.

Многие известные художники писали его портреты, среди них были и Серов, и Пастернак. Но, пожалуй, в гуаши Дурнова, живее схвачен образ поэта, который так созвучен с характеристикой данной Бальмонту Андреем Белым: «Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, кротко и недоверчиво: они могут глядеть и мстительно, выдавая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным! И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!»

Именно эта двойственность натуры Бальмонта определила изобразительный язык портрета, где все построено на противоборстве: одновременной пустоте и декоративной перенасыщенности фона, настойчивом контрасте прямых и круглящихся линий, столкновение белого и черно-синего цвета.

Удивительно, как необычайно тесно сплетены были на рубеже XIX-XX веков искусство и литература. Живописные работы становились основой литературных произведений, а музыка и литература в свою очередь давала толчок к рождению шедевров изобразительного искусства. Так, например, одно из самых загадочно-прекрасных произведений М.А.Врубеля «Пан» появилось под впечатлением рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». Бывает, что великие произведения пишутся внезапно, как бы экспромтом. Рассказывают, что Врубель написал полотно за два или три дня, взяв, со свойственной ему нетерпимостью, холст с начатым портретом жены.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password