Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Обер А. Баба Яга. 1898

Интерес к фольклору, к национальным традициям характерен для русского искусства рубежа XIX–XX веков. Поэтому так много произведений этого времени поднимают из сказочных далей былинных богатырей, красных девиц и царевичей. Но согласитесь, сказочный мир не был бы по-настоящему волшебным, если бы в нем жили только богатыри, царевичи и красавицы. Нет, его обязательно населяют необычные персонажи, как добрые, так и злые, но непременно обладающие волшебными способностями. Жар-птицы, птицы с женскими лицами, лебеди, оборачивающиеся царевнами, лешие, водяные, русалки, кикиморы и, конечно, Баба Яга и Кащей Бессмертный.
Обер А.Л. Баба-яга. 1898Обер А.Л. Баба-яга. 1898Кто же она такая, Баба Яга? На этот счет существует много современных версий, самая распространенная гласит, что слово «Яга» - огрубленное от «Яшка», «Яща». Так в славянских песнях называли ящура – некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого. Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Однако с принятием христианства многим языческим богам и духам придавались злые черты, уродливость внешнего вида и характера. Языческая прародительница превратилась в злобную бабу Ягу, которой пугают маленьких детей. Русские сказания описывают ее страшной, костлявой старухой, живущей в избушке на курьих ножках и путешествующей в ступе. «Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом погоняет, след помелом заметает». И словарь Даля (конца XIX века) гласит, что Яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем».

Ужасна она и в скульптуре Обера. С постамента, словно из под земли медленно выползает сказочное чудовище, узловатое, буро-коричневое, созданное кажется из земли, древесной коры и корней. Морщинистое бровастое лицо, крючковатый нос и злобные глаза, с ненавистью взирающие на зрителя. Истинная лесная нежить – олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся в дремучем лесу в закатный час.

Удачной декорацией, подлинным местом обитания сказочных персонажей, служат произведения Рериха и Богаевского.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль