Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Врубель М. Шестикрылый серафим. 1904

Врубель М.А. Шестикрылый серафим. 1904Врубель М.А. Шестикрылый серафим. 1904Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
……………………………………
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык …
……………………………………
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.



Огненный венец сияет на голове Шестикрылого Серафима, драгоценным узором переливается оперение могучих крыл. Лик его неподвижен, взгляд широко распахнутых глаз суров. Руки воздеты в молении. В одной из них, обвитой змеей, он держит меч, в другой - кадило с горящими угольями. Во всем его облике торжественное, внеземное величие. Словно напоминанием о небесном мире, откуда он явился, звучит окружающая ангела особенная, звенящая синева.

Атрибуты, с которыми изображен ангел, указывают на литературный источник, к которому восходит сюжет картины - известное стихотворение Александра Пушкина “Пророк”.

В Ветхом завете, в книге пророка Исаии, рассказывается о видении им престола Господа, окруженного Серафимами, занимающими самое высокое место в иерархии ангельских чинов. Один из них взял с жертвенника уголь и, подлетев к Исаии, коснулся его уст со словами: «И беззаконие твое отделено от тебя, и грех твой очищен...». Так Исая был очищен от грехов и подготовлен к пророческому служению.

Монументальность полотна Врубеля, его композиция, сам характер живописи, напоминающий мозаику, говорят о связи с традициями византийско-древнерусского искусства, с которым художник познакомился, реставрируя древние фрески в Киеве. Это искусство оказалось созвучным живописцу, мечтавшему “будить от мелочей будничного величавыми образами”.

В последние годы жизни тема пророчества неоднократно возникала в творчестве Врубеля. Сам мастер считал, что талант художника и его призвание должны быть подобны дару и миссии пророка.

“Шестикрылый Серафим” стал последним большим полотном Врубеля, написанным им в промежутке между приступами тяжелой болезни.

Ярким акцентом, поражающим буйством цвета, явились на выставке работы Малявина.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль