Выставка Надежды Михайловны Кавулич и ее учеников
Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета продолжает культурно-выставочный проект «Учитель и ученики». 28 марта 2012 года открылась новая выставка проекта - «Надежда Михайловна Кавулич и ее ученики».
Надежда Михайловна – живописец, педагог. В настоящее время - руководитель кружка изобразительного искусства клуба «Перспектива», входящего в Объединение детских и юношеских клубов Севастополя. Многие из ее учеников продолжают путь своего учителя – совмещают личное творчество с преподавательской деятельностью. И, конечно, на избранном пути остаются верными тем принципам изобразительного искусства, которые по праву можно назвать и принципами жизненными – честность, искренность, трудолюбие, целеустремленность, любовь к красоте мира.
Эти принципы, в разном звучании, с разными эмоциональными акцентами зритель найдет в представленных на выставке работах традиционных жанров - пейзаж и натюрморт.
Пейзаж, зачастую, – это не только отражение окружающей природы, но и передача мировоззрения. Если «Осенний этюд» Н.М. Кавулич (холст, масло) грустен и задумчив, то взгляд ее учеников на мир оптимистичен.
У Евгения Лукьянова пленэрные этюды смотрятся готовыми работами, так мастерски они выполнены. Особенно удается ему передача света - и яркого весеннего, и пасмурного дня.
Мария Онуфриева цветом строит композицию, пастозным мазком «лепит» форму. Ее удивительная «Балаклава» (холст, масло,2009 г.) не просто передает настроение, - она светоносна, это Крым вообще, его визитная карточка. А этюд «Вид с Сапун-горы» (холст, масло, 2009 г.) - это настоящая школа мастерства культуры мазка и построения экспозиции цветом.
Работами зрелого мастера смотрятся пейзажи Константина Кузнецова: они красивы в цвете и интересны композиционно («Зима в Балаклаве», "Вечер на набережной», обе – 2012 год, холст, масло). Костя виртуозно владеет цветом, потому холодные лиловый и темно-синий у него кажутся теплыми.
Пейзаж в гризайле, так редко встречающийся, также представлен на выставке: это «Балаклава» (холст, масло, 2009 г.) Ирины Сердюк. Минимумом изобразительных средств она, уйдя от открыточности, передает столь знакомый вид.
Теплый и узнаваемый мотив предстает перед нами в работе «В нашем саду» Татьяны Пилипенко (2011, холст, масло). Нежна ее акварель «Весенний ручей» (2006). Такие этюды, как этот, или «Вид с балкона» Кристины Мула (2010) показывают, чем так дорог этюд автору и зрителю – он камернее и часто точнее передает настроение. Тонкие и выразительные пленэрные этюды юной Алены Чумель – Севастополь. Но это может быть и Лондон, и Петербург: ей удалось передать суть Города.
Современные пейзажи удивительно пустынны. Это подтверждают и пейзажи, представленные на выставке. Лишь в сказочном городе Кристины Мула появляются люди – почти сказочные персонажи с напряженными лицами («Без названия», бумага, акварель). Пейзаж может быть декоративен, как яркая «Магнолия» (2010, холст, масло) Ирины Сердюк или напоенные светом «Виноградники» Маши Онуфриевой.
Натюрморт не совсем верно считается жанром простым. На самом деле через него можно передать время, пространство, ту или иную философскую идею. Как это делает Н.М. Кавулич в натюрморте «Философия подоконника: замкнутый круг». Ее работы теплы и уютны, что не мешает художнику и педагогу ставить в простом мотиве не только сложные художественные задачи, но и мировоззренческие.
Выразителен и красив может быть и постановочный натюрморт, если его автор талантлив («Учебные натюрморты» Алены Чумель).
Мария Онуфриева остается верна себе в цвете и светоносности даже в небольшом этюде «Осенний натюрморт».
«Визитная карточка» выставки – «Осенняя щедрость» Н.М. Кавулич: в этом натюрморте – зрелое размышление о времени года и Времени Жизни, о цвете и Свете, о тепле и надежде. Не зря так зовут – Надежда – и автора работы. Ей же принадлежит единственный портрет в экспозиции – «Трудная гамма» («Портрет сына», 2008, холст, масло). В нем – любовь к творчеству, как к своему, так и чужому, и бережное отношение к таланту. Потому так разнообразны работы учеников Надежды Михайловны, представленные на выставке.
Не только техникой, но и тщательностью исполнения отличаются декоративные работы экспозиции – шарнирные куклы Лилии Празукиной-Покровской и вышивка лентами Алены Попаренко. Так же декоративны и теплы «Цапля» (2011, оргалит, масло) и ежик («Яблочко» - 2008, холст, масло) Елены Беловой. Их легко представить в детской или учебной комнате. А ее бумажный коллаж «Бутыльморт» (2011) - маленькое чудо: так из простых вещей под рукой возникает граненая светящаяся форма.
Такая насыщенность, щедрость выставки не может не привлечь внимания. Как и сама титульная тема культурно-выставочного проекта этого года, открывшаяся выставка увлекла участников, увлекла и зрителей, которых едва вместили залы ИОЦ.
Поздравил с открытием коллег и молодых художников директор КУ "ОДЮК" Ю.П. Прохоров. Юрий Петрович выразил благодарность организаторам и отметил, что для талантливой молодежи участие в таких целевых проектах сегодня является отличной возможностью увидеть «не просто модную» сторону изобразительного искусства, но и понять саму его сущность, войти в круг сотворчества поколений и ответственно расти в мастерстве.
Напутственные слова председателя Севастопольской городской организации Национального союза художников Украины, художника И.М. Грищенко, обращенные к участникам, наверняка, запомнятся особенной искренностью – ведь он раскрыл один из самых важных секретов успеха в творчестве: труд, освоение мастерства и неустанная учеба. Возраст «ученичества» не должен заканчиваться никогда. В классах, на природе, изучая натуру в ее красоте и многообразии, истинный художник не должен пренебрегать и музейными залами, которые «формируют вкус», «воспитывают глаз», ставят высокие цели и, конечно, вдохновляют.
Своим, на этот раз зрительским, вдохновением поделился севастопольский график В.А. Новиков: «Хочу видеть, что будет дальше» - это пожелание, как нельзя лучше характеризует очаровательную интригу выставок, в которых принимают участие дебютанты, молодые авторы.
Праздник открытия продолжился показом фильма из мультимедийной коллекции Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», а выставка Надежды Михайловны Кавулич и ее учеников ждет своих зрителей до конца апреля.