Куинджи А.И. Радуга. 1900-1905
Куинджи Архип Иванович (1842 – 1910)
Радуга
1900–1905
Холст, масло. 110х171
Государственный Русский музей
Даже новички в изучении искусства, приходящие в Третьяковку или Русский музей, твердо знают – обязательно надо увидеть Куинджи. Это один из самых популярных в русском обществе художников, в его картинах есть романтизм, тайна, особые эффекты освещения.
Ученик И.К.Айвазовского, он воспринял драматизацию пейзажа, но в живописном решении всегда шел своим путем. Одна из его первых картин «Лунная ночь на Днепре» поразила публику почти люминесцентным горением на полотне лунного света, посетители заглядывали за раму, ожидая найти там светильник. В дальнейшем от Куинджи всегда ждали зрелищности и эффектов.
Картина «Радуга» - шедевр позднего Куинджи. В ней меньше декоративности, но больше содержательности. В этом произведении встретились сразу несколько любимейших мотивов русского изобразительного искусства - мотив хлебного поля, общий для многих коллег-современников художника, мотив дороги (Левитан, Шишкин, Васильев), мотив радуги (вспомним хотя бы саврасовские "радуги"). Картина Куинджи не теряется на этом фоне, она поражает почти мистическим проникновением в тайную суть мира.
Пейзаж кажется архаичным, вечным и поэтому вневременным. Природа омыта, чиста, спокойна. Покой – ключевое слово для этого пейзажа, и еще – правильность, гармония мира, его бесконечность, величие.
Невероятное горение радуги вносит в картину некоторую нереальность, но придает ей еще бОльшую возвышенность и символичность. Радуга – это древний знак завета между Богом и людьми, символ примирения. Она обнимает этот прекрасный мир, добавляя ему завершенность и совершенство.
Эффект картины достигается мастерским сочетанием ярких красок, иллюзией глубины пространства и особым чувством тона воздушной среды.
Автор текста: Н.М.Михайловская