Филонов П.Н. Нарвские ворота. 1929
Филонов Павел Николаевич (1883 – 1941)
Нарвские ворота
1929
Бумага, масло.88х62
Государственный Русский музей
Павел Николаевич Филонов – один из самых необычных художников-авангардистов, создатель аналитического метода в живописи. Впервые этот метод был сформулирован им в 1914, но окончательно оформился в 1922 года в «Декларации «Мирового расцвета». Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».
Русский музей обладает лучшим собранием произведений Филонова, т.к. после смерти художника в 1941 году его сестра передала сюда все его наследие. Одно из самых известных и страшных произведений о времени и о стране – картина «Нарвские ворота».
Нарвские ворота – это триумфальная арка в Петербурге, которая была воздвигнута в память об Отечественной войне 1812 по проекту зодчих Кваренги и Стасова. Ее венчает колесница со статуей Славы. У подножия арки стоят скульптуры русских воинов, ворота украшает барельеф с человеческими фигурами.
Существует легенда о том, что на Нарвских воротах стоит колдун. По-видимому, картина Филонова воссоздает этот петербургско-ленинградский миф. На мифологичность картины указывают ее деталь. Поэт, ученый и священник Вадим Лурье посвятил этому особое исследование. «Видно, что наверху ворот стоит не человек, а некая темная сила, «колдун». Четверо (или больше?) коней – агрессивные звери, рвущиеся в разные стороны. Возница – страшный большой мужик, машущий руками (даже кажется, что их три). Он смотрит в глаза зрителю картины, от него не спрятаться. Внизу пять фигур маленьких людей, один из них смотрит вверх, остальные стоят с удрученным видом. «Как-то нам будет перед антихристом-то стоять?» задавался вопрос в русской скороговорке. Колдун – слуга антихриста, иногда даже ассоциируется с ним. Кто стоит на Нарвских воротах, кого увидел и изобразил Павел Филонов, ответить однозначно нельзя. Колдун, антихрист, языческое божество, просто некая темная сила, вознесшаяся над людьми и устремленная неведомо куда. Впрочем, на картине видно – на нас с вами».
Вспомним, какое это было страшное время – начало репрессий, атмосфера доносов, бесконечное политическое и психологическое давление, уничтожение всего мыслящего и чувствующего – и страшная метафора картины станет понятной.
Автор текста: Н.М.Михайловская