Сверчков В.Д. Внутренний вид комнаты. 1859
Сверчков В.Д.
Внутренний вид комнаты
1859
Холст, масло. 57 х 68
Картина поступила в 1919 г. из Аничкова дворца
Государственный Русский музей
Начав свою карьеру в качестве живописца батальных сцен, В.Д. Сверчков в начале 1850-х годов дважды терпел неудачу, участвуя в академических конкурсах на получение золотой медали первого достоинства картинами на темы армейской жизни. И, по-видимому, невзирая на большой опыт, приобретенный в процессе создания рисунков и картин на тему военных действий на Балтике в период Крымской кампании, решил не искушать судьбу в третий раз. Совершив поездку на собственный счет за границу, он обратился там к изображению интерьеров и по возвращении в Петербург в 1855 году представил в Совет Академии две картины – «Внутренние комнаты Веницейских Дожей» и «Сцену из средних веков».
За них он, наконец-то, получил большую золотую медаль по разряду перспективной живописи, а также звание художника с правом заграничного пенсионерства. Созданное несколько лет спустя, в 1859 году, полотно «Внутренний вид комнаты» свидетельствует о мастерстве художника в изображении нарядных дворцовых интерьеров, пышно убранных позолоченной резьбой, живописными плафонами, роскошными драпировками, дорогим фарфором и картинами старых мастеров. В картине с изображением всадника на белом коне, помещенной фронтально на стене, угадывается портрет графа Оливареса работы Диего Веласкеса.
Возможно, картина Сверчкова была приобретена для украшения парадных залов или жилых помещений Аничкова дворца, для которого спустя десятилетие с небольшим художник исполнил ряд витражей с гербом Дома Романовых для так называемого «Музеума» – помещения, в котором хранилась часть художественной коллекции наследника цесаревича Александра Александровича. Это обстоятельство представляет для нас особый интерес, поскольку именно это собрание положило начало созданию Русского музея императора Александра III в Петербурге – первого в стране государственного собрания национального изобразительного искусства, основанного в 1895 году и открытого для публики в 1898 году.
_______
С.Н.Левандовский, Государственный Русский музей