Тагильская Мадонна
А история картины началась... Впрочем, начать ее нужно, пожалуй, не с самого начала, а с одного, сравнительно недавнего эпизода этой истории, которая насчитывает уже более четырех с половиной веков.
Думала ли купеческая вдова Дерябина, решив постороить для себя и потомков двухэтажный особняк на подобие барского, во что превратится её частная собственность. Но до 1917 года дом жил и благоденствовал. От хозяев купцов он перешел в демидовские владения, использовался для приезжих и знатных господ. Есть предположение, что и сама заводовладелица Аврора Карловна Демидова, приезжая в Тагил, останавливалась в этом доме. Перед революцией здесь жил Мельников, последний управляющий демидовскими заводами.
После революции дом перешел во владения металлургического треста.
В один из мартовских дней 1924 года в кладовке этого дома нашли грязную закопченную доску со следами живописи. В доме уже находили ценные вещи, поэтому и эту находку отнесли в музей. Директор вновь созданного музея с большим вниманием отнеся к находке, вымыл её и увидел на вороте платья женщины золотые буквы: RAPHAEL URBINAS PIN... Через несколько месяцев совсем в другом месте нашли ещё доску. Приложили её к той, уже музейной... и прочитали надпись: RAPHAEL URBINAS PINGEBAT MDlX, то есть - Рафаэль Урбинский писал в 1509 году. Письма из тагильского музея отправлялись в Главнауку и в область... Но реакции не было. Только в августе 1925 года профессор И.Э.Грабарь заехал по пути, сделав крюк.Известию о новоявленном Рафаэле особового значения не придавали.
Выдающийся знаток русского и зарубежного искусства и сам знаменитый художник Игорь Эммануилович знал цену истинныи открытиям. Далекий Урал... какой-то Тагил.... Однако, войдя в музей, он не смог скрыть удивления: мраморный бюст Демидова работы знаменитого Антонио Кановы, портрет Авроры Шернваль (той самой заводовладелицы Демидовой), кисти самого Карла Брюллового, полотна старых итальянских мастеров. Кто бы мог подумать, что Демидовы бывающие раз в год в Тагиле, привезут сюда такие сокровища.
Игорь Эммануилович начал детально изучать картину. На ней была изображена юная женщина-мать, поднимающая кисейное покрывало над только что проснувшимся младенцем. Задумчиво стоит, опираясь на посох, немолодой мужщина. Это не просто счастливая семья, а "святое семейство". Богородица, младенец Иисус и его отчим Иосиф.
Наконец Грабарь сказал, что он знает эту картину! Как же было не знать всемирно известный шедевр!
Знал он и историю картины, о которой писал, что она "...так сложна, отдельные эпизоды её полуфантастической судьбы до того запутаны... что рассказ о ней похож на увлекательный роман, нежели на объективную хронику. Действующими лицами этого романа являются папы, кардиналы, императоры и короли, знатоки и любители искусства наряду со спекулянтами и шарлатанами...."
К 20-м годам ХХ столетия было подсчитано, что в разное время в разных источниках упоминалось о 46 прозведениях на этот сюжет, чуть ли не любое могло оказаться подлинником. Правда, судьба большинсва их них неизвестна, да и в списке претендентов они могли проходить не по разу.
Что же это? 47-й экземпляр? Картину отвезли в Москву на реставрацию. Она долгие годы была предметом жарких споров , почему и хранилась более сорока лет в запасиках одного из московских музеев.
Вот такой она вернулась на Урал в 1971 году
1. что "...из сохранившихся экземпляров..."Мадонны" ...самым ранним является бесспорнонижнетагильский";
2. что "тагильский экземпляр не копия";
3. что "тагильский экземпляр "Мадонны" не только наиболее ранний из сохранившихся, но, быть может, и тот самый протооригинал, который находился некогда в Санта-Мария дель Пополо".
"Быть может", но не более!
Как же попала "Мадонна" в Нижний Тагил? Этим вопросом тоже занимался Игорь Эммануилович. Любой из Демидовых мог приобрести картину. Разумеется приблизительно до 1860 года.
Мог Николай Никитич Демидов (1773 - 1828). За границей он жил больше, чем в Россиию. В описи его картин значится 13 картин на сюжет "Святого сесмейства", причем 7 из них куплены в Италии, а 6 во Франции.
Так же вероятна кандидатура его сына Анатолия Николаевича (1812 - 1870), купившего себе титул итальяского князя Сан-Донато. Он перевез (на двух судах!) собрание отца в Петербург, где построил для этого специальное здание. И ещё и приумножил эту коллекцию. А женитьба его на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона? Он мог лучить картину в приданное.
Брат его, Павел Николаевич (1798 - 1840) тоже умел ценить шедевры искусства. Женившись на на известной петербургской красавице Авроре Карловне Шернваль, он преподнес ей кролевский подарок - один из известнейших бриллиантов мира, известный под именем Санси. Приорели его у герцогини Беррийской. У этого бриллианта в его истории есть интересные моменты. Судьба алмаза могла где-то скреститься с судьбой "Мадонны". Могли сойтись в одних руках - и у Людовика ХVl и герцогини Беррийской. Особенно у герцогини.
Мог приобрести картину и сын Павла и Авроры, Павел Павлович. В Италии он приобрел имение герцогов Медичи - Проталино, где подолгу жил и собрал много картин. Он страдал припадками тоски среди невероятной роскоши. Вполне мог отправить "Мадонну" "в ссылку" - на Урал.
Но как же получилось, что картину довели до разрушения? забыли о ней?.. А забывчивость, видимо, не случайна. По утверждению старожилов (их ещё застал Курочкин Ю.М.) картина никогда не висела на виду . Возможно она была похищена или тайно изъята из какого-то известного собрания. Но не Демидовыми.
На картине есть две приметы, которые позволяют строить догадки.
Во-первых, на оборотной стороне доски к моменту её находки в Тагиле сохранились обравки французских газет конца ХVlll и начала ХlХ века. Значит могла быть приобретена во Франции.
Во-вторых, в левом нижнем углу картины в тон общей живописи простыни изображен герб герцогов Орлеанских. Это приписка может относится к XVll веку. А один из герцогов Орлеанских был близкм родственником герцога Беррийского.
Это только предположения, и нет оснований для выводов.
А пока тагильская "Мадонна" обосновалась в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. В декабре 2009 года отметила своё 500-летие!
В настоящий момент известен ряд схожих картин, которых хранятся в коллекциях Франции (музей Конде), Польши, Германии, России (Омск и Нижний Тагил, копия в Екатеринбурге), что доказывает популярность произведения. Точный в замечаниях И. Грабарь отметил, что «…история «путешествий» Мадонны так сложна, некоторые эпизоды ее судьбы так запутаны, что рассказ о ней похож на захватывающий роман... действующие лица этого романа папы и кардиналы, императоры и знатоки искусства...». А также, скорее всего, клан заводчиков Демидовых, с помощью которых картина и могла оказаться в их «горном гнезде». В коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств картина хранится с середины 1970-х годов.
История действительно «запутанная», но как бы то ни было, согласно надписи, идущей по вороту платья Мадонны, картине в 2009 году исполняется 500 лет и в последние дни уходящего года в музее изобразительных искусств отмечается «День рождения картины» - программа, которая существует в музее уже несколько лет и позволяет обратить внимание зрителей на лучшие произведения из его собрания.
К юбилею Мадонны Нижнетагильским музеем изобразительных искусств осуществлено переиздание редкой книги-исследования И.Э. Грабаря, открыта выставка одного произведения, а также разработана мультимедийная программа «Мадонны Рафаэля», которая поможет зрителям увидеть одну из картин, претендующих на авторство Рафаэля в ряду других его произведений.
Картина была написана великим мастером в Риме в 1509 году. Взяв за основу известный евангельский сюжет, художник показывает Марию и старца Иосифа в тот момент, когда они любуются проснувшимся младенцем Иисусом. В глазах юной матери отразились любовь, нежность и тревога за судьбу сына. Четкая, уравновешенная композиция, изысканное цветовое решение картины восхищают своим совершенством.
После смерти Рафаэля в 1520 году картина принадлежала церкви Санта Мария, что находится в Риме на улице Пополо (отсюда и второе имя - "Мадонна дель Пополо"). Затем долгое время картина считалась утраченной. Было много версий, кто стал новым хозяином шедевра Рафаэля, в том числе говорили, что его тайно вывезли уральские промышленники.
http://rin.ucoz.net