Самохвалов А.Н. Девушка в футболке. 1931-1932
Самохвалов А.Н.
Девушка в футболке
1931-1932
Холст, темпера. 102 х 64
Государственный Русский музей
Моделью для картины послужила Евгения Петровна Адамова.
Мотив героического как неотъемлемой составной части спорта получил преломление и в сфере женского портрета-типа, где в предвоенное десятилетие ведущей являлась идея, согласно которой молодая, вступающая в «большую жизнь» девушка могла справиться с возложенными на нее новыми (притом, ранее считавшимися совершенно не женскими) задачами, в первую очередь, благодаря именно спорту.
Портрет, экспонированный в 1937 году на Международной выставке в Париже и отмеченный золотой медалью, принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве, является вехой в творчестве его автора. На «Экспо» во французской столице героиню портрета называли «советской Джокондой». Художник изобразил учительницу-активистку Евгению Петровну Адамову (1907-1977). «Девушка в футболке» - произведение, в котором воплотилось представление об эпохе и о «прекрасной современнице, девушке, каких не было раньше».
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Девушка в футболке» - прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушки вид современный. Её облик - простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека - участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал её».
Самохвалов А.Н. Девушка в футболке. 1935
Тверская областная картинная галерея
Самохвалов А.Н. Девушка с ракеткой. 1930-е
Музей изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре
Самохвалов А.Н. Девушка в футболке. 1930-е
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Самохвалов Александр Николаевич (1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград)
Живописец, график, скульптор, художник театра.
Учился на архитектурном факультете АХ (1914–1917), на живописном факультете ПГСХУМ–АХ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1923) в мастерской К. С. Петрова-Водкина. Участник выставок с 1917. Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (с 1917), «Община художников» (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (1930–1931).
Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Радуга», Детгиз. С середины 1930-х работал как сценограф. Выполнил оформление спектаклей «Бесприданница» А. Н. Островского в ГБДТ (Ленинград, 1935), «Горячее сердце» Островского, «Стакан воды» Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (Ленинград, оба — 1943) и другие. В 1930-х сотрудничал с ГФЗ им. М. В. Ломоносова, создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора. Преподавал в ЛВХПУ (1948–1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).