Пахомов А.Ф. У Петропавловской крепости. 1934
Пахомов А.Ф.
У Петропавловской крепости
1934
Холст, масло. 72,5 х 52
Государственный Русский музей
Произведение относится к серии работ «На солнце», после которой
Пахомов к живописи почти не возвращался, сосредоточив свою деятельность в области графики. Критика после «Первой выставки ленинградских художников», которая была призвана стать смотром творческих поисков молодого советского искусства, и на которой, среди прочих, экспонировалась и эта работа, указывала на «формалистическую надуманность фрескового подхода» вещей Пахомов. Он действительно начинал работу в живописи с монументальных росписей, некоторые приемы которой органично перешли и в его станковые картины. Но мягкий и теплый «фресковый» колорит, легкое и «прозрачное» живописное письмо, тонкие цветовые и тональные отношения востребованы художником в горячем желании передать прекрасное: восхищение девической грацией и юностью, пленэрную свежесть солнечного дня.
ПАХОМОВ Алексей Федорович (1900, деревня Варламово Вологодской губернии — 1973, Ленинград)
Живописец, график, монументалист. Учился в Петрограде в ЦУТР–ВДПИМ (1915–1917, 1920–1922) у М. В. Добужинского, В. И. Шухаева, С. В. Чехонина, Н. А. Тырсы, В. В. Лебедева, А. Е. Карева; в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1922–1925) у А. И. Савинова. Член „Объединения новых течений в искусстве“ (1921–1923), член правления ЛОСХ (с 1932). Участник выставок с 1921: „Круг художников“ (1926–1932); Международной в Париже (1937). Работал в журналах, иллюстрировал детские книги (1920–1930-е). Преподавал в ИЖСА АХ СССР (1948–1973), профессор (1949). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), народный художник СССР, действительный член АХ СССР (1958).
„Работница“ Алексея Пахомова занимала одно из центральных мест в экспозиции выставки объединения „Круг художников“ 1927 года в Русском музее. В творческой практике объединения проявилась тенденция к советской неоклассике. Моделью автору послужила его жена. Однако очевидно, что образ более тяготеет к типажности, нежели характеризует индивидуальность. Для этого Пахомов избирает определенные приемы, которые позволяют ему подчеркнуть монументальность, величественность образа. Русоволосая молодая женщина изображена поколенно. Пропорции ее тела увеличены в сравнении с натурой, отчего создается впечатление, что персонажу „тесно“ в рамках холста. Динамичный поворот головы и торса плавно „останавливается“ торжественными ритмами складок одежды, отдаленно напоминающей одеяния персонажей фресок раннего Возрождения. Позже Пахомов вспоминал: „Душевная ясность и чистота юности, ее стремление к благородству и возвышенному безмерно привлекательны, и я невольно подчеркивал широкий открытый взгляд, стройность и бодрость осанки, готовность к действию. Я чаще стал всматриваться в античное искусство и искусство Высокого Возрождения и все больше ценить их“.