Лабас А.А. Дирижабль. 1931
Лабас А.А.
Дирижабль
1931
Холст, масло. 132,5 х 204,5
Государственный Русский музей
Художник чутко улавливает моменты реальности, дающие повод для построения визуальных мифов, ситуаций и положений, в которых самые заурядные вещи выглядят удивительно, фантастично. Наиболее выразительными «персонажами» его мифологии становятся дирижабли. Огромными светящимися коконами они парят над домами, зависают над морями, приводят в волнение восторженные толпы и будоражат воображение детдомовских ребятишек. Они похожи на рукотворные планеты, альтернативные спутники Земли, которые люди выводят из ангара на тонких ниточках и радостно запускают в небо. Маневр дирижабля над городом художник изображает как грандиозное астрономическое явление, пролет сквозь атмосферу блуждающего космического гостя в царственном ореоле наземного свечения.
В своих воспоминаниях Лабас писал: «Тема авиации тогда еще не находила выражение в живописи. Меня же авиация увлекла давно. Я видел в ней новые возможности для художника, кроме того, меня очень интересовал ритм движения. Я писал скоростные поезда, самолеты, людей в кабинах, стараясь передать неизвестное состояние людей в полете» (Александр Лабас. Воспоминания. СПб. 2004. С. 39)
ЛАБАС Александр Аркадьевич (1900, Смоленск — 1983, Москва)
Живописец, график, монументалист, художник театра. Учился в художественной студии В. И. Мушкетова в Смоленске (1908); в Москве в СХПУ у Ф. Ф. Федоровского (1912–1917); в студии И. И. Машкова и Ф. И. Рерберга (1915–1916); в ГСХМ у П. П. Кончаловского (1917). Служил в Красной Армии (1919). Продолжил обучение во ВХУТЕМАС у Д. П. Штеренберга (1921–1924). Участник выставок с 1921. Преподавал в московском ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1924–1929); в Екатеринбургском художественном институте (1920–1921); в Коммунистической Академии имени Н. К. Крупской в Москве (1926). Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ, 1925). Жил и работал в Москве.