Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
    • 70 лет Победы
    • 1812 год
    • Во славу Отечества
    • Врубель
    • Добужинский
    • Защитники Отечества
    • Из Салоник в Санкт-Петербург
    • Италия
    • Коровин
    • Репин
    • Самохвалов
    • Сверчков
    • Святая Русь
    • Серов
    • Сказки, мифы, легенды
    • Спорт в искусстве
    • Суриков и Сибирь
    • Шедевры ГРМ
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Во славу Отечества

Холст, масло. 124 x 168

Русский музей

Картина "Движение в пространстве" служит эпиграфом ко всему творчеству Матюшина. Объектами его исследования становятся цвет и процессы цветового зрения человека в различных условиях. Как правило, художник исследовал взаимодействия цвета и среды на моделях восьми цветов – красных, оранжевых, желтых, желто-зеленых, голубых, синих, фиолетовых. Опираясь на основное положение своей теории – закон дополнительных цветов, – Матюшин подразделяет цвета на главный, действующий цвет, цвет, зависимый от среды, и сцепляющий их средний цвет. Цвет, как подтверждал Матюшин, является подвижным, зависимым от соседних цветов, от силы освещения, от масштабов цветовых полей.

Матюшин М.В.

Матюшин Михаил Васильевич (1861, Нижний Новгород – 1934, Ленинград)
Живописец, график, композитор, теоретик, педагог.
Родился в Нижнем Новгороде. Учился в Московской консерватории по классу скрипки (1876–1881), самостоятельно занимаясь живописью и графикой. В 1881 переехал в Петербург. Посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1898), студию Я. Ф. Ционглинского (1903–1905), где познакомился с поэтессой и художницей Е. Г. Гуро, ставшей его супругой и соратницей. В 1906–1907 занимался в школе-студии Е. Н. Званцевой. Подружившись (в 1908–1912) с Н.И.Кульбиным, братьями Бурлюками, В. В. Хлебниковым, К.С.Малевичем, А.Е.Крученых и другими авангардистами, стал одним из организаторов нового искусства. Участвовал в создании «Союза молодежи» (1910), открыл также издательство «Журавль», где до 1917 выпустил 20 футуристических книг. В 1913 написал музыку для этапного авангардного спектакля – футуристической оперы «Победа над солнцем» (либретто А.Крученых, сценография К.Малевича).
Как живописец прошел через увлечение импрессионизмом; в 1910-х создавал «кристаллографические» композиции в духе кубизма, а также скульптуры из корней и сучьев (цикл «Освобожденное движение», 1918, не сохранился). Познакомившись с философией П. А. Флоренского, вместе с женой, начал разрабатывать оригинальную теорию «нового пантеизма» – целостного восприятия мира в звуке и цвете, пространстве и движении. С годами центральное место в его творчестве получила идея «расширенного видения». Стремясь раздвинуть границы традиционного зрения, писал в окрестностях Петербурга акварельные «медитативные пейзажи» (1916), где небо композиционно сливается с землей.
Преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1926), организовав там особую «мастерскую пространственного реализма». Автор экспериментальных исследований восприятия цвета, теоретических работ о взаимодействии цвета и звука. Продолжил свои поиски в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем в Инхуке (Институт художественной культуры) (1923–1926). Из его учеников составилась группа «Зорвед» (от слов «зорко ведать»), опубликовавшая в 1923 свой манифест. Пейзажи и абстракции этого периода («Стог. Лахта», 1921; «Движение в пространстве», 1922; оба – в Русском музее) служили иллюстрациями к его теориям.
На рубеже 1920–1930-х стремился придать своим идеям более практичное, пригодное для нужд оформительского дизайна выражение. С этой целью совместно с учениками выпустил коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), предназначенный для практического применения на производстве.
Один из лидеров русского авангарда, ключевая фигура русского кубофутуризма.

Виртуальная выставка "Во славу Отечества"

  • Дополненная реальность (на экспозиции)
 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль