Выставка "Философия пейзажа"
Свет – главный герой и полотен Игоря Велигина: он дробит на составные цвета спектра, выбирая любимые,- морские брызги и пену («Море»). Он пытается побороть тьму в «Ве-чернем пейзаже». Постепенно ведет нас художник от теплого к холодному сумерками, наступающими на день: фиолетовый, темно-зеленый, синий сменяют теплые тона.
Такой же борьбой стихий видится и визитная карточка выставки «Дыхание ноября. Соколиное». В ней Игорь Шипилин удивительно сочетает традицию китайского и европей-ского пейзажа. Любимое место крымских художников мы видим далеко внизу, с очень высокой точки, а величественные горы с рассеянной дымкой тумана и облаков,- рядом. Но в картине видится и нечто большее: мужество благородства. Как мы выходим обновленными из трудных обстоятельств, так и величественные эти камни сбросят с себя вязкость тумана и обновленными предстанут перед нами.
Все четыре времени года можно увидеть на выставке, но как по-разному! Зима Владимира Болотного («Херсонес в снегу») – теплая, сказочная, вся в ожидании новогоднего чуда или Рождества, зимой Юрия Чурсина («Набережная») стынешь от ледяного ветра.
«Весна в Бахчисарае» Ивана Грищенко – восточная сказка света и цветных теней. «Сирень» Геннадия Дереджиева – поэма о весенних сумерках, о запахах и звуках, кото-рые, казалось бы, живопись и передать-то не может. Здесь и ностальгия серебряного века, и музыка из распахнутого окна. И все написано, по сути, оттенками трех цветов – сиреневого, зеленого и синего.
На выставке особенно много осени. Может, потому, что осенью особенно думается, особенно чувствуется, особенно грустится. Такой мелодией, полной и грусти, и света, ощущается «Озеро» Людмилы Сепхановой.
В этюде «Речка» Николай Чеботару торопится поделиться с нами своим восхищением красотой осеннего дня,- пока не ушло солнце, пока не изменился свет, пока не померкло разноцветье красок. «Осеннее буйство» Владимир Кучеренко – неспешный разговор о времени, о судьбе, о том, что «главного глазами не увидишь»: горьковатый осенний запах, треск сучков под ногами, затаенную грусть, глубоко запрятанное страдание.
«Ностальгия» Евгения Рымана - царство серого. И как же прекрасен он у художника в своих почти акварельных оттенках! Это и «поиск утраченного времени», и ощущение красоты лет и пространства. Художник делится с нами своим пониманием того, что как в природе нет черного и белого и плохой погоды, так и время серым или цветным делаем мы сами.
Евгений Рыман – художник состоявшийся. Удивительно, что так «по-взрослому» чувствует оттенки серого молодая художница Алина Федотова («Отражение. Non finite»). Ее дождь сопоставим с дождями Коро, а чувство пространства в композиции работы (Соко-линое. Утро) с работами Павла Кузнецова.
Кузнецовский же и шагаловский колорит вспоминаешь, когда замираешь перед работой Андрея Орлова «Лошадь. Скалы», погружаясь в красоту синего и невольно вспоминая строки Николоза Бараташвили:
«Цвет небесный - синий цвет -
Полюбил я с малых лет.
С детства он мне означал
Синеву иных начал».
Деревья – частые герои пейзажа. Это и пронзительные тополя («Когда взгляду не за что зацепиться» В. Новикова»), и царственные и мужественные «Крымские сосны» (трудно решить, где у Брали Сепханова они прекраснее – в черно-белом или цветном варианте – так по-разному очеловечен тот и другой пейзаж). Героями могут статьи и деревья, кото-рых уже нет («Пейзаж памяти двух кипарисов» Александра Марьяхина), но которые были свидетелями времени и судьбы – детства, юности, побед и поражений.
Город – особая тема в пейзаже. Он созвучен душе человека ХХI века – собеседник, спутник в прогулках, утешитель. Он омывает оттенками «Сумерек» (Ольга Корчагина) нашу усталость и дневные обиды, даря покой и надежду, он хранит наши сны «Ночным дозором» (Елена Вильчукова), он манит сказкой тихого рыбацкого уголка («Музыка шторма» Юрия Чурсина).
Еще одна тема внутри экспозиции – ветер. Здесь нет равных Елене Молчановой. «Золотой ветер» степей и «Порыв ветра» меняют тона и оттенки на холсте, все смешивая и переплетая, (как в жизни или воспоминаниях), холодные цвета делая теплыми, теплые – холодными, осыпая нас золотом и серебром.
Александр Кропко – архитектор. Потому он одухотворяет камень, а любовь к акварели, в которой он тонкий мастер, чувствуется и в нежных, трепетных переходах его удивительной по красоте работы.
Если в живописи преобладает масло, то графические техники разнообразны: пастель Владимира Новикова, офорт Ярослава Мыськива, его же и Владимира Ольхова монотипии.
Закончить краткий разговор о выставке хочется очень юной и свежей внешне, но мудрой, как все у Владимир Новикова, работой «Когда приходится выбирать одну дорогу». Вот он, необъятный мир перед нами. И множество дорог в нем. Но нужно выбрать СВОЮ. Вот и каждый из представленных здесь своими работами художников состоялся именно потому, что однажды выбрал СВОЮ дорогу.
11 декабря 2009 г в рамках вернисажа прошла встреча с художниками и творческой интеллигенцией города.
ИОЦ выразил признательность, тем, кто поддерживал работу Центра в течении года. Благодарностями отмечены Управление культуры и туризма СГГА в лице О.Н.Колбасовой, директор Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого Н.А.Бендюкова, председатель Севастопольской организации Национального союза художников Украины И.М.Грищенко, вице-председатель Севастопольской организации Национального союза художников Украины И,Н.Шипилин, заместитель председателя Севастопольской организации Национального союза художников Украины по работе с творческой молодежью Я.М.Мыськив, автор молодежных проектов В.А.Новиков.
В заключении встречи гостям был представлен фильм из цикла авторских программ директора Русского музея В.А.Гусева «Век Русского музея», посвященный творчеству Ф.Васильева- мастера пейзажа, короткий жизненный и творческий путь которого связан с Санкт-Петербургом и Крымом.