Декупажи Матисса как повод для творчества
20 марта 2010 года в виртуальном филиале ГРМ для преподавателей Нижнетагильской социально-педагогической академии состоялся вечер, посвященный позднему периоду творчества Анри Матисса, когда художник активно занимался созданием декупажей – вырезанных из цветной бумаги композиций.
Мероприятие состоялось в рамках работы выставки «Избранные классики мирового искусства». После увлекательного знакомства с ее экспонатами, а это 50 подлинных гравюр, хранящихся в собрании Юрия Волкогонова коллекционера из г.Владивостока, зрителям была продемонстрирована специально подготовленная сотрудниками музея медиапрограмма, раскрывающая сущность и характер работы А.Матисса над декупажами, которые он превратил в высокое искусство, и в которых подвел итоги своим художественным исканиям.
В русском языке нет эквивалента этому французскому слову - декупаж, которым пользовался мастер, говоря о своих работах из цветной бумаги, которую сам раскрашивал, выбирая яркие цвета, а затем вырезал изображение. При работе над декупажами автор никогда не пользовался карандашом. Он говорил, что ножницы имеют большую чувствительность, чем карандаш. Вырезанные плоскости раскладывались на поверхности и перемещались в поисках лучшей композиции. Сначала укреплялись булавками, а затем клеились. Как видим, эта техника предполагает нераздельность формы и цвета, а главное - точности руки художника.
Для Матисса эта техника стала универсальной - ведь он ее использовал при создании не только и не столько станковых, сколько монументальных произведений. Художник всегда мечтал, чтобы его искусство утратило интимный характер и стало монументальным. О преимуществах новой техники А.Матисс говорил: «В настоящее время занимаюсь материалом, наиболее тяжелым и подвижным, и это заставляет искать новый способ выражения. Бумага, из которой вырезаю – помогает мне рисовать в цвете. Для меня задача состоит в упрощении. Вместо того, чтобы рисовать контур и заполнять его цветом – одно изменяет другое, я рисую непосредственно в цвете». Разумеется, и до Матисса художники демонстрировали все богатство подобной техники, но никем не создавались с помощью ее такие цветовые симфонии!
Определяющим моментом вечера стало творческое задание для педагогов, которым предстояло попробовать себя в «роли Матисса – мастера декупажей». Перед группой стояла задача создания автопортрета, причем цветовая гамма их композиций была сведена к двум цветам, с помощью которых нужно было передать личностное настроение, характер, темперамент, мироощущение.
Теплая, дружественная атмосфера, царившая в момент «творения» способствовала созданию пятнадцати оригинальных творческих импровизаций, в которых каждый автор с помощью цветной бумаги, ножниц и клея попытался выразить свое «внутреннее Я». Эмоциям не было предела, и расходиться по домам публика не торопилась!