"Формы и пространства" Владимира Болотного
9 июня 2010 года Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» встречал гостей открытия персональной выставки севастопольского художника Владимира Ильича Болотного .
Владимир Ильич Болотный родился в 1950 году в Севастополе. В 1975 году закончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. С 1980 года работает в севастопольских художественных мастерских, участвует в городских, республиканских, всеукраинских выставках. С 1994 года Владимир Ильич состоит в Севастопольской организации Национального Союза художников Украины. Его работы хранятся в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого, в частных коллекциях Севастополя, Украины, России, США, Германии, Англии, Австралии, Японии и других стран.
На открывшейся персональной выставке «Формы и пространства» представлены двадцать пять работ, выполненных в технике масла по холсту. Эти работы отражают творческий путь художника за тридцать с лишним лет.
Экспонируемые на выставке картины разнообразны по художественным приемам: это и реалистические работы, и фигуративные, и абстрактные композиции. Богата выставка и разнообразием жанров: пейзаж, натюрморт, групповые портреты, автопортрет, бытовой жанр, иногда включающий в себя элементы анималистики.
У Владимира Болотного необычайно развита сфера чувств, эмоций, но при этом он наделен и неординарным диалектическим умом. Мысли, заложенные в основу его произведений, и спустя годы актуальны, интересны, живы. Для него важен эксперимент, движение, развитие, поиск. Удивляет его неизменная способность к наблюдению, глубокому пониманию сути явлений.
Владимир Болотный преобразует формы от реалистических - «В мастерской», 1986, - через «Стекло» (1991), «Состояние неустойчивого равновесия» (1990) и «Вид из зимнего окна» (1990) - к «Встрече кометы» (1990) и «Композициям» № 1 и 2 (обе – 2010).
Его пространства – это не только пространства города («В Севастополе», 1999; «Всегда начеку», 1988; «Балаклава», 1991) и его окрестностей («На мысе Айя», 2010), но и пространства времени («Сумерки», 2010; «Размышления о Крымской АЭС», 1988).
Мимолетность времени старые мастера, например, малые голландцы, выражали через натюрморт: это и изображение наклоненного бокала, и опавшего цветка, и черепа.
Владимир Болотный следует традициям XVII века: в натюрморте «Кактус цветет» (2000) время живет и в песочных часах, и в начинающем распускаться бутоне.
Натюрморт у Болотного может представить жизнь страны за почти целый век. В работе «Четыре поколения» (1988) присутствуют героические черты времени - в пробитом знамени, - и модные игрушки прошлого – кубик Рубика, аудиокассета, электронные часы. Здесь и разочарования детства - в расколотом елочном шаре, и впечатления юности – в скомканной «Комсомолке», и открытия зрелости – в надкушенном яблоке.
Время и память о нем,- это тема картины «Еще одна весна» (1998). Главный герой ее – старый миндаль на Малаховом кургане, участник обороны и освобождения Севастополя.
Художник не только жил и живет в разных эпохах, но и пропускает их через себя. Он не боится сложных вопросов: что оставим мы нашим потомкам? Будет ли это равноценно тому, что оставила нам античность? О чем думают угрюмые люди («Размышления о Крымской АЭС»), направляясь на свою далеко не творческую работу, которым даже природа сочувствует? Может, вера осветит их жизнь, сделает ее осмысленной? На последний вопрос художник отвечает и декоративностью «Севастополя в снегу» (1998) и абстрактностью, которая вовсе не беспредметна, во «Вхождении в храм» (1990).
Но мир художника Болотного может быть и добр, и ясен. В нем живут забавные птицы, веселые звери, смешные ящерицы. Музыканты радуют нас нехитрой песней, задумчивые городские чудаки готовы поделиться своими сказками («Песня», 1979; «Наш дворик» и «Бард», обе – 2006).
В «Композиции № 1» и «Композиции № 2» Владимир Болотный приглашает нас в соавторы. У каждого глубины, переходы, состояния этих холстов вызовут свои ассоциации.
Одна из самых красивых работ на выставке – «Сумерки» (2010). Удивительно простыми средствами художник передает волшебную пору перехода дня в вечер, и вечера - в ночь.
Поздравить автора с открытием экспозиции пришли друзья и коллеги, многочисленные ценители его неординарного таланта: люди разных профессий, возрастов, жители и гости города. Председатель Севастопольской организации национального союза художников Украины Иван Михайлович Грищенко очень метко выразил общую характеристику творчества Владимира Болотного: «он дарит миру умное искусство».
Директор Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета отметил значимость выставок современного искусства, возможности общения художника и зрителя не только через пространство произведения, но и в живом диалоге автора и зрителя. Также отмечено продолжение плодотворного сотрудничества информационно-образовательного центра с городскими учреждениями образования.
Так в день открытия была организована первая экскурсия по выставке «Пространства и формы» для учащихся школ. И первыми зрителями этой возрастной группы стали младшие школьники из летнего лагеря школы №57. Дети по-особому воспринимают авангардные приемы живописи. Им нравятся картины беспредметной серии, серии фигуративной живописи. Подобные картины способствуют развитию художественного видения, образного творческого мышления.
По сложившейся традиции, официальная часть церемонии открытия выставки завершилась в мультимедийном кинотеатре ИОЦ демонстрацией фильма из видеоколлекции Государственного Русского музея. Знакомство с жизнью и творчеством замечательного художника начала XX века Бориса Михайловича Кустодиева продолжило видеопутешествия по залам Русского музея вместе с его директором Владимиром Александровичем Гусевым.
ВЫСТАВКА РАБОТ