Персональная выставка Ярослава Михайловича Мыськива "Херсонес"
10 сентября 2010 года в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» состоялось открытие очередной персональной выставки. Гостям было представлено творчество мастера – настоящего волшебника, который обычной линией оживляет на листе мир образов прошлого, настоящего и даже, кажется, свободно путешествует в будущее. Но это секрет, сокрытый за изящным словом «графика» и кропотливым, вдумчивым трудом художника Ярослава Михайловича Мыськива.
Графика – искусство тихое. У него сложный и разнообразный технический арсенал, но выразительных средств немного – линия и штрих. Может, потому со временем художник, работающий в этом виде искусства, ищет светотеневые оттенки, вводит цвет.
Ярослав Михайлович Мыськив начал с одной из самых сложных графических техник – офорта. Эта смелость художника определена учебой во Львове, одном из самых красивых и «графичных» городов мира, воспитавшей в нем вкус, настроившей глаз.
Переезд в Крым наполнил художника новыми впечатлениями. Он выразил их в графических сериях, посвященных Херсонесу, истории Тавриды. Часть этих работ представлена на выставке («На древней земле» – 1983, офорт; «Поздняя осень» – 1980, офорт, акватинта; «Берег Херсонеса» – 1981, офорт).
Они сложны по композиции и смыслу, не зря язык этого периода творчества художника был назван «романтико-сюрреалистическим».
Автор смело противопоставляет друг другу природу и созданное человеком, причем артефакты выглядят у него более живыми. Передается это игрой размеров и планов. «Большое видится на расстоянии»,– писал Б. Пастернак. И художник часто самое важное уводит вглубь изображения.
С конца 1980 годов Ярослав Мыськив увлекается меццо-тинто. Удивительные ракурсы знакомых уголков находит художник. И они предстают как нечто всеобщее, вечное. Потому не нужно искать у Ярослава Михайловича точной топографии места, реалистической его передачи,- оно всегда опоэтизировано.
Его герои – не только природа и памятники культуры, но и люди. Прежде всего – женщина во всей ее красоте и загадочности. Светом лепит он ее обнаженное тело, показанное чисто, почти благоговейно («Летняя ночь» – 1990, меццо-тинто; «У окна» 1992, меццо-тинто).
Работы художника не только идеально технично выполнены. Они интересны и по композиции. Таковы «Осенние цветы» (1979, офорт, акватинта), «Натюрморт с маской» (1988, меццо-тинто).
Одна из работ имеет не только художественное, но и историческое значение. На ней представлен Владимирский собор в Херсонесе таким, каким он выглядел до восстановления («Владимирский собор» – 1991, офорт).
В последнее время художник обратился к одной из самых непредсказуемых графических техник – монотипии. Она, как никакая другая, отвечает поэтическому строю души мастера, стремлению к передаче, прежде всего, настроения, состояния. В монотипиях на грани реальности и абстракции передано ощущение морской стихии («Морской пейзаж» – 2000).
На выставке представлены 26 графических работ и одна скульптура. Все они связанны с античностью, Херсонесом, морем, плещущимся у его берегов. Такой выбор «модели», идеи, мотива не случаен. Жизнь уроженца Тернопольской области, выпускника Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства с 1977 года связана с нашим городом, с уникальной историей этой «побережной земли», с легендами, как и его общественная, педагогическая деятельность. Ярослав Михайлович –член Союза художников СССР, Национального Союза художников Украины, заместитель председателя Севастопольской организации Национального союза художников Украины по работе с молодежью (1994 – 2006). В 2000 году получает звание заслуженный художник Автономной Республики Крым. С 2001 года преподает на факультете Львовской национальной академии искусств в г. Севастополе, доцент, заведующий кафедрой дизайна. В 2003 году награжден Почетной Грамотой Верховной Рады Украины, в 2006 году – Почетным Дипломом Президиума Академии Искусств Украины.
Ярослав Михайлович Мыськив – участник многих всеукраинских и зарубежных выставок. Произведения его находятся в музеях Севастополя, Киева, Тернополя, Львова, галереях и частных коллекциях Германии, США, Канады, Италии, Франции, Англии, Финляндии. Теперь с творчеством мастера можно познакомиться и в выставочном пространстве ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал».
Первыми зрителями выставки в ИОЦ стали студенты СФ СГСЭУ. Уже сложилась традиция, когда по одному или группами заходят посмотреть как монтируют экспозиции, подметить для себя необычный художественный прием или просто за вдохновением в начале дня, перед занятиями на переменах. Интерес к выставкам Цента со стороны профессорско-преподавательского состава и учащихся ВУЗа отметила в поздравительной речи на открытии и заместитель директора по учебной и воспитательной работе Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета Вера Васильевна Романова.
Художника пришли поздравить и многочисленные друзья, коллеги-художники из Севастопольской городской организации Национального Союза художников Украины, из Управления культуры и туризма СГГА, педагоги и студенты факультета Львовской национальной академии искусств в г. Севастополе, почитатели таланта.
Высокий уровень графического мастерства, выразительность его образов при экономности технических средств и изысканность композиции автора подчеркнул народный художник Украины, президент Национальной академии искусств, ректор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, график Андрей Владимирович Чебыкин. Андрей Владимирович также выразил надежду, что в скором времени персональную выставку «Украинского Дюрера» смогут увидеть и киевские зрители.
Пожелаем автору замечательной выставки «Херсонес», классику печатной графики, дальнейших творческих успехов в этом аристократическом, тонком виде изобразительного искусства – графике.