В Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета продолжает радовать зрителей традиционная летняя выставка произведений из коллекции М.А. Сальвы и А.Н. Шевчука, посвященная Дню Черноморского флота. На этот раз выставка объединила двенадцать авторов, которые запечатлели миг впечатления или время размышлений, радость летних дней или таинственное величие веков здесь, на прекрасной крымской земле. Титульная тема - «Крымские мотивы».
Всегда интересно, как видятся давно знакомые, исхоженные места человеку, увидевшему их впервые. А когда этот человек – художник? Его мастерство и вдохновение способны преобразить любой самый исследованный уголок города, самый привычный дом, самый «открыточный» вид. Даже в этюдах, а их на выставке большинство, выражена полнота образов, мысли, композиционная и содержательная насыщенность, великолепные решения колорита. Это позволяет говорить о представленных работах, как о зрелых картинах.
Авторы не ограничиваются наиболее привычными морскими пейзажами, они словно стремятся увидеть чуточку больше обычного туриста, «пройти с мольбертов в тишину», где умолкает гомон рынков и пляжей, где говорит лишь природа.
Морские пейзажи здесь драматичны. Львовянин Виктор Стогнут передает драматизм оттенков фиолетового («Ветреный день», 2010), симферопольский художник и педагог Александр Шуринов – композицией и экспрессией красочных слоев («Прибой в Южном», 2009), севастополец Анатолий Шевчук – контрастом света и тени («Штормит», 2011). И лишь Андрей Иноземцев, художник из Луганска, лиричен в передаче света и тишины («Яхт-клуб», 2009).
Виды Балаклавы в большинстве представленных холстов тоже связанны с морем. Для О. Приходько («Яхты в Балаклаве», 2010; «Балаклавский причал», 2009) и китайской художницы Донг Минг («Лодки», 2009) – это поэзия шлюпок, качающихся на воде, причалов, погруженных в теплый свет, или ветра, делающего непростое рыбацкое ремесло особенно тревожным. Грустной, почти осенней предстает Балаклава в изящно небрежной, почти «хулиганской» работе А. Шевчука («Балаклава. Настроение», 2011). Пронзительность переданного завораживает. Киевлянин А. Ольхов, напротив, наполняет балаклавские улицы светом, столь ярким и полным, что он уже граничит со счастьем. Киевскому художнику удается увидеть и передать красоту и самобытность таких уголков, которые остаются за пределами туристско-экскурсионных троп, но именно они и составляют «гений Балаклавского места» («Улочка в Балаклаве», 2009; «Балаклавский мотив», 2009).
Счастьем дышит и пронизанный светом и воздухом натюрморт севастопольской художницы Татьяны Годовальниковой («Утро», 2009). Невольно вспоминаются строчки Анны Ахматовой, написанные в Севастополе: «Просыпаться на рассвете, оттого, что радость душит, и смотреть в окно каюты в набежавшую волну...». Такое же ощущение радостного начала - в распахнутом окне, в букете цветов, в золотящихся фруктах.
Редкий художник, попавший в Севастополь, минует в своих этюдах Херсонес.
А. Иноземцев передает не только золотой свет солнца, но и внутренний, духовный свет святого места («Тихая обитель. Херсонес», 2009). Мукачевский мастер Андрей Иванчо, выросший на любовании синей дымкой над Карпатами, в такую же синеву погружает знакомый херсонесский памятник («Херсонес», 2010). Эта синева видится дымкой времени, кажется, перед нами не конкретная базилика – сама Вечность.
Столь же ярко, как увидел бы это народный закарпатский мастер, воспринимает А. Иванчо и Бахчисарай: покосившийся домик с яркой черепичной крышей, с выбеленной солнечным светом стеной, с бельем, трепещущем на ветру («Бахчисарай», 2010). И уже не важно, где – в Крыму или в Карпатах - стоит эта сказочная хатка. В ней – традиция и уважение к человеческому труду. Совершенно по-другому видит окрестности Бахчисарая А. Ольхов («Осень в Староселье», 2010): уют небольших домиков только подчеркивает торжественность величественной скалы. Весь же холст празднично-наряден, как осенняя крымская природа в самые благословенные для нее дни бабьего лета.
В Севастополе Александру Ольхову удается передать внутреннюю красоту самых привычных, казалось бы, мест: театр им. А.В. Луначарского и площадь перед ним переданы в лучших традициях импрессионизма. Потоки дождя преобразили асфальт, превратили его в озеро, в котором здание отражается, словно волшебный дворец («Площадь перед театром», 2011). Минимумом изобразительных средств передает А. Ольхов теплоту и ностальгию севастопольских платанов, словно живое свидетельство прошлого и настоящего. Время становится главным лирическим героем этой работы («Под платанами», 2011).
Выразительна грустная работа «Среди камней» Мао Чонг Шонг (Китай). В ней – сдержанность, почти монохромность, умение в малом увидеть большое, что так свойственно китайскому классическому пейзажу. Небольшой этюд становится притчей.
Минимализмом отличается и картон Золтана Мички из Мукачево «На берегу» (2010): романтический гриновский домик лиричен и прост.
Нежна «Осень» (2005) Александра Шуринова: даже голубой и серый кажутся теплыми тонами.
Высочайшим мастерством на этой выставке, среди титулованных художников, выделяются акварели венгра Дюлы Модораса. Неважно, где, когда и какое конкретно место изображено, - его акварели – это Время и Пространство вообще («Вечер», «Лето» - обе 2010).
Увидеть выставку «Крымские мотивы» - часть замечательной коллекции организаторов знаменитых батилиманских пленэров – можно до 11 августа.