Живопись Николая и Тамары Чеботару
15 сентября 2011 года в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета состоялось открытие очередной выставки в рамках проекта «Арт-дуэт».
Династия художников Чеботару хорошо известна в городе и далеко за его пределами. Не так давно ИОЦ представлял творчество молодого поколения семьи – братьев Андрея и Алексея Чеботару. Сейчас знакомство с семьей художников продолжает выставка родителей.
Тамара и Николай Чеботару родились в Одесской области. Оттуда - напоенные солнцем певучие краски юга в их работах.
Цветочные натюрморты Тамары Виссарионовны - словно песни, с куплетами и припевом. В них – тепло солнца и прохлада ветра, медовый аромат цветущих садов.
Китайцы считают идеальным садом тот, где есть растение, наиболее ярко проявляющее себя в то или иное время года. Такой цветущий сад предстает перед нами на полотнах Тамары Чеботару. Наверное, нет цветов, которые бы не любила художница: в ее «Ирисах» (2009) – тайна весны, в «Сирени» (2010) – упоение ароматом, в «Колокольчиках» (2010, 2007) – детская радость настоящего тепла, в «Розах» (2009) – зрелость спелого лета, в «Майорах» (2010) и «Хризантемах» (2007) – благодарность осени, согревающей нас столькими красками перед наступлением зимы.
Николай Алексеевич попробовал себя, наверно, если не во всех, то почти во всех жанрах.
Особенно содержательны его портреты. К сожалению, на выставке представлен только один из них – портрет молодой женщины, строгой и собранной («Вита», 2008). Художник светящимися прядями, выбивающимися из прически, летящей импрессией голубого платья подчеркнул внутренний драматизм образа. Портрет ожил во времени: перед нами - сложность характера и судьбы.
В натюрмортах палитра Николая Чеботару особенно ярка и разнообразна. Если в пейзажах он себя словно сдерживает, то в натюрмортах, особенно цветочных, - щедр и светоносен.
Пейзажи художника географически разнообразны: здесь и Крым («Желтые виноградники Алупки», 2010), и Закарпатье («Закарпатская церквушка», 2008), и Хорватия («В Столиве», 2010).
Особенно чувствует Николай Алексеевич в пейзажах холодные тона. Его фиолетовый не просто красив: он столь разнообразен в своих оттенках, что позволяет по-иному взглянуть на мир вокруг. «На задворье» (2007), например, показывает нам, казалось бы, не самую парадную часть крестьянской усадьбы. Но благодаря удивительной глубине фиолетового даже грязь предстает прекрасной, лишний раз напоминая нам: в природе нет ничего некрасивого, нужно только уметь видеть. Этому и учат нас художники.
Сложную не просто художественно, сложную нравственно задачу ставит перед собой Николай Алексеевич, обращаясь к вопросам веры. Внутреннюю тишину человеческой души он передает через тишину пейзажа («Первое причастие», 2006), через его простор, как Божие творение, где даже сама человеческая фигура не столь важна сама по себе, а в передаче движения к храму («Дорога к храму», 1993).