Якунчикова М. Запах. Страх
Мария Якунчикова работала в технике цветной акватинты – гравюре на меди, в которой при помощи особого травления достигается эффект тонового рисунка.
В акватинте «Запах», изображая женщину, вдыхающую аромат нарцисса, художница стремится передать «особое движение» и «настроение» своей души. Отсюда и автопортретность образа. «Эта девушка с тонким лицом, напоминающая ее портреты… Это всегда она, всегда одна и та же, гибкая и грустная…», - писал Макимилиан Волошин в статье о художнице.
С листа под названием «Страх» смотрит на зрителя широко раскрытыми от ужаса глазами бледное лицо женщины. Ощущение страха, побудившее ее бежать по ночному лесу, выражено динамической остротой линий и особым звучанием цвета. Есть угрюмость в сине-серых тонах земли, дымчатых деревьев, в сочетании коричневого пятна волос героини с лиловой накидкой на ее плечах. Словно фосфоресцирует голубоватого оттенка лицо, выражающее смертельный испуг, и пронзительным светом вспыхнула в ночном небе звезда, сверкая белизной незакрашенной бумаги. Так же, как и в «Запахе», художница стремится поделиться со зрителем сокровенным, раскрыть волнующие ее чувства и переживания. История появления этой работы описана Волошиным: «Однажды зимней ночью в Медонском лесу Якунчикова испытала ощущение острого ужаса при виде больших звезд, качавшихся среди голых ветвей. Из этого родился ее офорт… Случайное впечатление глаза дало это впечатление звезды – вечного символа ужаса для человечества».
Мария Якунчикова умерла в 1902 году - в возрасте 32 лет, вдали от Родины, в Швейцарии. Смерть художницы прошла почти незамеченной в России. Лишь Сергей Дягилев в 12-м номере журнала «Мир искусства» опубликует им же самим написанный некролог, исполненный лирической грусти об ушедшем из жизни близком человеке-творце.
Рядом с произведениями Якунчиковой Вы можете увидеть работы Александра Бенуа из его знаменитой версальской серии «Последние прогулки Людовика XIV». Эти графические листы были завершены художником незадолго до открытия русско-финляндской выставки и впервые представлялись на суд зрителей.